Все возможные продолжения конфликта на Украине укладываются в три самых общих сценария.
Первый — это приднестровский вариант, в котором стороны разойдутся сравнительно малой кровью и спустя всего несколько лет смогут вести диалог без личных претензий.
Напомним, что сегодня на территории Молдавии мирно сосуществуют две республики. Хотя их реинтеграция является маловероятной (тут замешана не только политика, но и экономика, ведь ВВП на душу населения в ПМР существенно выше, чем в Молдове), однако граждане по две стороны границы не видят друг в друге потенциальных врагов. Для сегодняшней Украины это был бы оптимальный выход, потому что остальные варианты существенно хуже.
Второй сценарий — это аналог Нагорного Карабаха, после которого армяне и азербайджанцы до сих пор ненавидят друг друга. Только на первый взгляд конфликты в Карабахе и Приднестровье похожи. Молдаване и приднестровцы тоже воевали друг с другом, однако пожар быстро погасила 14-я российская армия. Сегодня жители двух сторон Днестра могут спокойно общаться друг с другом даже на бытовом уровне. Ничего подобного нет в отношениях армян и азербайджанцев, которые пережили долгий и кровопролитный конфликт, сопровождающийся к тому же этническими чистками и целенаправленным уничтожением гражданского населения. Переступить через это народы смогут не скоро. Если такое вообще возможно.
Вот один пример. В 2004 году одного азербайджанского лейтенанта отправили в натовский университет в Будапеште приобщаться к высоким военным стандартам Североатлантического альянса. Там же проходили стажировку два армянских лейтенанта. Жили в одном общежитии. Азербайджанец купил топор, наточил его, ночью убил одного армянина, а второго не успел — пока рубил закрытую дверь, на шум сбежались остальные курсанты. На суде сказал, что так он отомстил за своих погибших родственников. Но это ещё не самое шокирующее. Когда лейтенанта отправили отбывать наказание в Азербайджан, из рук президента он получил звание майора и ключи от квартиры.
Достаточно долгое продолжение конфликта на востоке Украины может привести к такому же градусу ожесточения. Сегодня ведь очевидно, что стороны не воюют в полную силу. К счастью, пока не воюют в полную силу. Потому что с нынешними темпами уже через несколько месяцев можно дойти до терактов, диверсионных рейдов по всей территории страны, показательного уничтожения гражданского населения.
Понятно, что в таком случае уже не придётся говорить о третьем варианте развития событий — сохранении относительно единой страны под руководством одной из «фракций», участвующих в конфликте. Таковых сегодня, напомним, три. Киевская хунта, олигархат, объединившийся вокруг Игоря Коломойского, а также Новороссия, власти которой контролируют большую часть Донецкой и Луганской областей. Не исключено, что с течением времени добавятся и новые игроки.
Ещё до инаугурации Петра Порошенко можно было рассчитывать на реализацию третьего сценария в разных его подвариантах. Если бы хунта пошла на переговоры, Киев вполне мог восстановить контроль над Донбассом. Известно, что уступки, компромиссы и банальный подкуп творят чудеса. Прекращение войны и шаги по дебандеризации политики могли примирить разные регионы Украины, однако новый президент решил окончательно обрубить канаты.
«Так не доставайся же ты никому!» — вот настоящий девиз нового президента Украины, действия которого направлены не на удержание Востока, а на формирование условий для продолжения гражданской войны. Нет никакой другой логики, кроме расширения зоны конфликта, в уже второй за последнее время зачистке нейтрального Мариуполя, жители которого пытаются отсидеться в стороне.
Война должна затронуть всех. Поскольку технически это (пока) недостижимо, население остальных регионов вовлекается опосредованно. Так, сбор денег на армию через смс-ки не имеет никакого финансового смысла, но тут важно сделать людей соучастниками. Поддерживаешь единство страны? Высылай пять гривен на армию, которая ведёт боевые действия… для развала этой самой страны. Это же классика двоемыслия. Но самое главное, что это работает.
Быстрые успехи украинской хунты в утилизации страны сделали практически невозможным сохранение её единства также под руководством любой другой власти. Да, Новороссия может начать поход на Киев — и даже, предположим, добьётся результата в этом деле. И что? Запущенный маховик уже не остановится. Или что может измениться, если Игорь Коломойский (прозванный, напомним, Беней в честь известного героя «Одесских рассказов» за дерзость и размах незаконных операций) свалит президента и правительство, списав на них все проблемы сразу? Война не закончится. Потому что «борьба за единую Украину» уже склеилась с той борьбой, которую ведут карательные батальоны на Востоке. Это уже одно и то же. В итоге Украина получит тот же самый вариант № 2, то есть местный аналог Нагорного Карабаха.
Приходится признавать эффективность действий киевской хунты — после неё Украина, скорее всего, уже никому не достанется. Как было сказано выше, относительно благоприятный исход сегодня заключается лишь в расколе по приднестровскому сценарию. Однако самое ужасное, что и этот путь вскоре может оказаться закрытым. Каждый день конфликта приближает республику к точке невозврата.
Трудно сказать, сколько осталось времени. Судя по истории подобных конфликтов с похожей интенсивностью боевых действий, если они не будут прекращены вследствие воздействия какого-то внешнего или внутреннего фактора, до точки невозврата остаётся ещё где-то полгода. Плюс-минус.