30 апреля 2015 года в Вене состоялось судебное заседание по вопросу об экстрадиции украинского олигарха Дмитрия Фирташа. Запрос был направлен Минюстом США. Венский суд отказался экстрадировать Фирташа в Америку.
Формальной причиной необходимости ареста Фирташа, по мнению ФБР, является дача взятки в некоем инвестиционном проекте в Индии в 2006 году. Однако в эту версию никто не верил. Эксперты в один голос заявили: арест Фирташа – это геополитическая игра США против России.
Я очень коротко опишу позиции политологов по состоянию на март 2014 года, которые доступны в интернете (http://www.bbc.co.uk/ukrainian/ukraine_in_russian/2014/03/140314_ru_s_firtash_arrest):
1. Виталий Портников назвал арест Фирташа политическим землятресением по причине его осведомлённости. По мнению Портникова, он много знает как о внутриукраинской политике, так и о внутрироссийской.
2. Михаил Погребинский также утверждал, что истинная причина ареста Фирташа в желании США надавить сильнее на Россию.
3. Вадим Карасёв говорил тогда, что информация от Фирташа позволит Штатам сделать санкции для России более уязвимыми. Также Карасёв считаел, что арест Фирташа должен стать уроком для украинских олигархов.
4. Алексей Гарань говорил, что арест Фирташа — сигнал США российским и украинским олигархам, мол, и их можно всех посадить в тюрьму.
Иными словами, в Украине никто и не сомневался, что разборки с Фирташем – это вопрос внешней политики США. Более того, практически никто из экспертов не сомневался в том, что Фирташ будет экстрадирован в Америку. Но решение венского суда ознаменовало новую эпоху глобальной политики.
Однополярный мир разрушен. Гегемония США больше не устраивает ни Россию, ни Восток, ни Европу. Доказательством этого утверждения являются и события вокруг Сирии, и вопрос по ядерной программе Ирана, и развитие финансового сектора БРИКС и многое другое. Но символом этой новой эпохи, по моему мнению, является именно решение австрийского суда.
Тут даже важно не само решение австрийского суда, сколько те доводы, которые приводит защита Фирташа и на которые, соответственно, суд ссылается для принятие решения об отказе в экстрадиции украинского олигарха. Фирташ и его защита утверждают, что истинная причина его ареста в том, что Фирташ отказался поддержать американские интересы в Украине.
В стенограмме допроса на суде в Вене приводятся конкретные факты участия украинских политиков Яценюка и Тимошенко в отстаивании американских интересов на Украине. В том числе, Фирташ впервые открыто называет проамериканских ставленников реальными организаторами бойни на Майдане. Откровения украинского олигарха касаются и внутренней политики США. Так, украинский олигарх утверждает, что свидетелям по его делу, которых задержали в США, угрожают и ставят условия о том, какие показания они должны давать против владельца РосУкрЭнерго.
Австрийский судья не просто слушает, но и соглашается с этой позицией — после допроса защиты и свидетелей, суд Вены принимает решение в пользу Дмитрия Фирташа.
Таким образом, Европа впервые открыто вступила в конфронтацию с Америкой. Похоже, что именно украинские события стали катализаторам распада Pax Americana. Уверен, дальнейшие глобальные события будут лишь доказывать этот вывод.
Здесь важно напомнить ещё одно обстоятельство. Декларация президентов в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений содержит один ключевой и важный пункт для понимания общей логики вещей: «Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ».
Крах американской гегемонии увидели в Штатах. «Решение, вынесенное судьей Окружного суда Кристофом Бауэром, стало язвительным упреком Министерству юстиции и Государственному департаменту США и свидетельством уменьшения доверия к американским властям, даже в глазах его европейского союзника», — пишет Давид Гершенхорн из New York Times.
Однако не стоит ждать быстрой капитуляции США – своих марионеток будь то в Украине, Прибалтике, на Востоке или в Африке они потянут в пропасть за собой. А значит, нас ещё ждут горячие точки распада однополярного мира. Но и появляется шанс строительства более справедливого мироустройства.
Важен лишь один вопрос — какое место в формировании нового мироустройства займёт Украина?