Можно немало философствовать по поводу нынешнего состояния дел на рынке труда, преследуя те или иные цели в зависимости от политической конъюнктуры, однако любому из нас (хотя бы для сугубо личного пользования) хотелось бы видеть реальную картину, а не приправленную идеологией. Проводимый на нашем сайте опрос, конечно же, не претендует на серьезное исследование в этой сфере, однако дает серьезный повод для размышлений. Только вдумайтесь: ни один из пользователей на вопрос «Считаете ли вы, что проблема растущей безработицы актуальна для Новокузнецка, а значит, может затронуть и ваши интересы или интересы близких?» не решился дать ответ, который можно было бы трактовать так – эта проблема абсолютно не актуальна. Зато 63,5 процента респондентов, принявших участие в опросе, расценили угрозу безработицы как 100-процентную. Еще 10 и 11 человек из 66 участников голосования полагают, что такая опасность существует на уровне 75 и 50 процентов соответственно.
Можно было бы предположить, что большая часть счастливчиков, которые весьма далеки от размышлений на данную тему, попросту проигнорировали опрос, потому картина и выглядит столь угрожающей. Но на информационном поле, несмотря на постоянные попытки центра лакировать действительность, теме занятости сегодня уделяется самое пристальное внимание. Не от хорошей жизни, понятно, хотя нынешний тренд – патриотизм – вроде бы и не располагает к заострению этой темы. Вот и наш губернатор недавно признал: «Ситуация на рынке труда очень сложная, биться надо за каждого человека. Задача — в целом по Кузбассу создать в этом году не менее 20 тысяч новых рабочих мест…».
Расценивать эти слова как эхо опасений, исходящих из Минтруда, нет никаких оснований. Потому что по итогам января 2016 года в Кузбассе официальная численность безработных впервые за многие годы превысила количество вакансий, предлагаемых службами занятости: на 21 тысячу рабочих мест пришлось до 28,5 тысяч желающих найти применение своим знаниям и навыкам. Осознавая всю серьезность создавшейся на рынке труда ситуации, власти заявили даже о готовности выплачивать 10 тысяч рублей частным агентствам занятости за каждого трудоустроенного. Вся беда лишь в том, что чаще всего без работы в Кузбассе нынче остаются не продавцы и менеджеры всех мастей – у них-то как раз есть возможность выбора, а представители базовых для региона профессий – металлурги и угольщики. То есть сокращения актуальны прежде всего для крупных предприятий, которые в услугах кадровых агентств нуждаются меньше всего.
Какова же суть решения проблемы, о которой говорил губернатор? Планируется создать более 1,5 тысяч рабочих мест в угольной отрасли, 300 — в металлургии, 370 — в нефтепереработке, 300 — в машиностроении, тысячу — в строительстве. Цифры выглядят неплохо, хотя на кардинальное исправление сложившейся ситуации явно не тянут. Возьмем, к примеру, угольную отрасль, где в течение 2016 года в целом по России ожидается сокращение около 10 тысяч шахтеров. В нашем регионе подобная участь ожидает 1700 работающих на угольных предприятиях. Так ли страшна эта цифра для областной отрасли, в которой, по данным на конец 2015 года, было занято 94 684 человека? Давайте просто сопоставим эту цифру с плановым трудоустройством, и мы вновь получим минус. Для справки: за предыдущие два года под сокращение попали в общей сложности 8869 угольщиков. Самые серьезные испытания ждут в течение 2016 года такие города, как Прокопьевск и Киселевск, в которых сокращения пройдут не только на шахтах, но и разрезах.
В силу практически полной информационной блокады со стороны предприятий металлургии, когда речь идет не о трудовых подвигах, благотворительных деяниях и потраченных средств на реконструкцию или обновление оборудования, а о проблемах, мы мало что знаем о происходящих там процессах в сфере занятости. По городу лишь ползут слухи – то об уже состоявшемся массовом увольнении, то о предстоящем. Ни опровергать, ни подтверждать их никто не намерен. Вплоть до городской администрации, на которую затем и ложится ответственность за разруливание ситуации на рынке труда. Может, так кому-то и спокойнее, только не тем, которых учили и до сих пор учат правилу – лучше горькая, но правда.
По обрывистым сообщениям из регионов, где население более активно борется за собственные права, и потому многое тайное склонно становиться рано или поздно явью, мы знаем, что тенденция, характерная для экономического кризиса, еще только набирает обороты. На Качканарском ГОКе («Евраз»), к примеру, планируется в течение первой половины 2016 года сократить около 500 рабочих мест. Когда профсоюз заявил, что никаких предпосылок для этого нет, начались разговоры об альтернативе — 15-процентном сокращении заработных плат всем работникам. И это после того, как профсоюз организовал митинг (приняло участие около 500 человек) и добился-таки включения в коллективный договор пункта об индексации зарплат на 10 процентов.
Местная пресса в Свердловской области сообщила о том, что на Нижнетагильском металлургическом комбинате (Евраз) ведется серьезная работа по оптимизации численного состава — на 50 процентов. В связи с этим руководители этих двух предприятий, не опровергая саму суть проблемы, выступили с открытым письмом. В нем говорится о неблагоприятно складывающейся конъюнктуре на мировом рынке, о том, что цены на руду упали в среднем на 40 процентов, а на сталь – на треть, о растущих затратах на транспортировку продукции…В заключении говорится о том, что потери в такой ситуации неизбежны.
«Мы надеемся на дальнейшую поддержку профсоюзных комитетов и призываем их к совместной выработке антикризисных шагов, направленных на сохранение обоих уральских предприятий в рабочем режиме в этот непростой период,- говорится в одном из абзацев довольно внушительного по объему обращения. — Утверждать, что кризиса в отрасли нет, что на отдельно взятом предприятии или в производственной цепочке сегодня может процветать экономический оазис, которому ничто не угрожает, — стратегически опасно и губительно для наших предприятий».
У нас же, увы, никто ничего не утверждает и не опровергает. Как-то странно мы живем. Складывается впечатление, что верхи все могут, а низы ничего не хотят. Хотя последние, возможно, просто заняты поиском работы или же прилагают все усилия, чтобы ее не потерять.
Слава Жилин
NK-TV.COM
Владимир 1
26.02.2016 14:56 в 14:56
На немецком телевидении идёт дискуссия по поводу «ауслэндеров», понаехавших. Один из участников заявил, что это хорошо, так как позволит правительству принять закон о сокращении рабочего дня, сокращению пенсионного возраста и отсутствие дармоедов. Другой заявил что это плохо по 2-м причинам: 1-я, это пережиток «холодной войны», когда государство принуждало бизнес к непроизводительным социальным расходам по политическим мотивам. 2-я, это плохо для бизнеса, так как отсутствие безработицы означает отсутствие конкуренции на рынке труда. Следовательно, будет рост зарплат, так как более щедрые бизнесмены вынуждены будут перекупать раб. силу у более жадных. А это приведёт к конкуренции бизнесменов и их разорению. Судя по заявлениям президента и правительства, они избрали для России 2-й вариант: развитие бизнеса и разорение всех остальных участников конкуренции на рынке труда и отказ от социальных гарантий этим конкурентам.