Важный документ поступил в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов (входящий № 510). Это ответ Правящего архиерея Новокузнецкой епархии епископа Владимира на просьбу народных избранников не создавать трудности горожанам при отпевании усопших. Читаю этот документ и диву даюсь. На мой взгляд, епископу Новокузнецкому и Таштагольскому явно не хватает мудрости. Но давайте прочтём эту бумагу вместе.
Вначале хочу искренне поблагодарить депутатов горсовета за то, что они написали прошение в Новокузнецкую епархию. Не отмахнулись от беды новокузнечан дежурной фразой: мол, церковь отделена от государства. Отделена то отделена, но прихожане одновременно и избиратели.
Далее хочу обратить внимание читателей на такую деталь. Переписка идёт с Комитетом по развитию местного самоуправления и безопасности горсовета, в компетенцию которого входит «содействие общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность на территории города». Думаю, что епископ Владимир (Агибалов) осведомлён, что председатель этого комитета Ольга Кшижинская – один из самых блестящих юристов Новокузнецка, преподаватель юрфака КемГУ. Тем не менее, архиерей на трёх страницах своего ответа пространно изложил азы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
При этом, на мой взгляд, лукаво и не логично увёл из центра внимания самую важную часть этой проблемы. Соответствует ли запрет епископа на отпевание усопших вне храмов церковному закону «О христианском погребении усопших» (Постановление от 2015 года Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла )? В трёхстраничном подробном ответе епископа этой заглавной теме посвящён лишь маленький последний абзац на последней странице.
Епископ пишет: «Новокузнецкая епархия полностью исполняет и не нарушает постановления Священного Синода Русской Православной Церкви «О христианском погребении усопших» (конец цитаты).
В одной из своих прошлых публикаций о запрете епископа («Епископ Владимир, – вы Бога забыли!!!») я писал об этом документе: «В нём говорится: «Заочное отпевание, то есть чин погребения без принесения тела усопшего христианина в храм (или приглашения священника для его совершения в ином месте) совершается…» (далее – перечисление обстоятельств, при которых разрешено заочное отпевание). По логике текста получается, что существует разделение на Заочное и Очное погребения. При очном погребении Священный Синод допускает два варианта отпевания: принесение тела в храм или приглашение священника для отпевания в иное место. При этом не регламентируется это иное место! И нет никаких ограничений для отпевания в ином месте!».
Получается, что я доказал: епископ перечит церковному закону, Священному Синоду и Патриарху. А архиерей предлагает депутатам свою, противоположную, версию об отсутствии противоречия между его запретом и законом церкви. При этом Владимир (Агибалов) не цитирует документ и не приводит никаких иных доказательств своей правоты. Видимо, надеясь, что к концу его пространного трёхстраничного ответа усталый читатель примет его утверждение на веру.
Никак в своём ответе епископ не объясняет и территориальную странность своего запрета. Отпевать вне храмов ныне нельзя в Новокузнецке и Новокузнецком районе. Хотя в епархию входят и другие города, и другие сельские районы юга Кузбасса. А так как запрет введён под предлогом борьбы с нарушениями (отпевание лже-священниками, запрещёнными в служении или лишёнными сана клириками, а также корыстными батюшками), то получается, что все эти злодеи живут и действуют только в Новокузнецке и его сельском районе. Но начисто отсутствуют в Мысках, Осинниках, Междуреченске, Таштаголе… Новокузнецк, получается, – аномальная зона какая-то, где в близких к церкви людей под носом правящего архиерея (Новокузнецк — место нахождения офиса епископа, здесь его епархиальное управление) вселяется дьявол.
В ответе епископа утверждается, что вреда от его запрета якобы нет: «Данные решения не влекут ущемления прав верующих, поскольку сохраняют возможность осуществления этого религиозного обряда в многочисленных храмах Епархии и в исключительных случаях по просьбе родственников или близких покойного в квартирах, частных домах и на кладбищах».
Мне видятся в этом тексте такие лукавства архиерея.
Во-первых, мы вчера опубликовали репортаж из Спасо-Преображенского собора («Вы уже будете – третий гроб»), где, несмотря на многочисленность храмов в епархии, из-за возросшей нагрузки обряд отпевания стал оптовым и конвейерным. Отнюдь не настраивающим людей, как хотела бы церковь, «на молитвенный лад».
Во-вторых, журналистам нашего издания нигде не удалось найти перечня исключительных случаев, дающих право нарушить запрет епископа. Наоборот, в епархии заработал ранее покрытый паутиной церковный суд, где пытаются наказать батюшек по обвинению в нарушении запрета епископа на основании исключительности случаев обратившихся к ним родных усопших.
Кстати, послушайте слова двух новокузнечанок, недавно похоронивших близкого человека – видео добавлено к репортажу из Спасо-Преображенского собора и доступно на Ютубе под названием «Запрет на отпевание вне храмов Новокузнецка и Новокузнецкого района». Если никакого ущемления нет, и исключения действуют, то почему родные покойного с возмущением и слезами на глазах так негодуют по поводу запрета епископа?
Нет в тексте ответа епископа никаких объяснений и тому факту, что в Новокузнецкой епархии запрет на отпевание в Новокузнецке и его районе введён после отмены подобного запрета в нашем городе. В газете «Кузнецкий рабочий» 26 февраля 2011 года было опубликовано «Письмо Аристарху», которое, кроме кемеровского начальства новокузнецких клириков, было адресовано губернатору, мэру Новокузнецка, прокурору города и депутатам горсовета. Горожане, подписавшие это письмо (77 человек), убедительно просили отменить запрет на отпевание вне храмов в Новокузнецке.
Запрет отменили. Получается, что он был признан неправильным, ущемляющим права верующих. Что же изменилось с тех пор, что заставило епископа Владимира ввести этот запрет вновь?
У нас есть своя версия о причинах, побудивших Правящего архиерея Новокузнецкой епархии епископа Владимира (Агибалова) ввести такой запрет. Моя коллега Светлана Зеленина изложила его в одной из своих публикаций («Православные новокузнечане ограничены в праве на отпевание»): «Очень хочется верить в то, что решение епископа Владимира связано с заботой о пастве, а не желанием мести «искателям правды» после того, как в СМИ просочилась информация об очередном поборе с приходов на подарок правящему архиерею ко дню его рождения».
Если представить, что епископ мстит священникам Новокузнецка и Новокузнецкого района, которые ропщут на непосильные поборы, разоряющие маленькие и бедные приходы («Даже в церкви всё не так, всё не так, как надо?», «Если низлагать за вымогательство, в церкви останется «разве что с десяток епископов»?», «Не до шуток»), то, по-моему, всё встаёт на свои места. Это объясняет и территориальное ограничение запрета. И усиление контроля епархии за, наверное, самым доходным бизнесом церкви. И игнорирование мнения горожан и их представителей – народных депутатов.
На мой взгляд, всё дело в алчности правящего архиерея!
Но, если это так, такая позиция епископа ведёт в пропасть. Нарушает права верующих и отталкивает людей от православной церкви (ломает, как сейчас говорят, «духовные скрепы»). Ссорит епархию со светскими властями города.
Работая на NK-TV.COM, я присутствовал на заседаниях горсовета и писал о том, как по просьбе епархии депутаты выделяли средства из бюджета на поддержку православной гимназии, выделили под строительство нового храма лучшее место в городе (пожертвовав сквером «Сказка» — бывшим автогородком и сотнями молодых берёз, высаженных тут руками этих же депутатов).
Епископ в своём ответе, как мне кажется, натыкал носом городских депутатов в азы (церковь отделена от государства), отказав им в благой просьбе. И как ему завтра идти к властям со своими просьбами? Такая позиция не представляется мне конструктивной и мудрой. Как бы ни были законодательно отделены церковь и государство, мы живём в одном городе и горожане часто и прихожане – в одном лице.
Посеять раздор и непонимание легко. А восстановить потом репутацию – очень проблематично. «Война», которую, как я думаю, начал в Новокузнецке епископ Владимир с прихожанами, светскими властями и подчинёнными ему батюшками, добра не принесёт.
Михаил Зеленчуков
Внештатный корреспондент NK-TV.COM
Автору можно написать по адресу: zelenchukov@nk-tv.com
«Металлург», начав заключительную домашнюю серию в 2024 году с победы над «Челнами» (2:1), выиграл 6-й… Читать еще
Обратиться с жалобой к чиновникам станет сложнее. Соответствующие поправки в закон «Об обращениях» уже прошли в Госдуме… Читать еще
Для медицинских организаций требование о реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной… Читать еще
Сезон пройдёт с мая по октябрь. Участие в национальном первенстве примут восемь клубов. В их… Читать еще
Телефонные мошенники активизировались перед Новым годом и убеждают россиян совершать поджоги За последнюю неделю в… Читать еще
Власти Новокузнецка выделили больше одного миллиарда рублей на обеспечение работы трамваев в городе в 2025… Читать еще
Комментарии
Как отвечать по сути, так Агибалов сам по себе, а как оттяпать под храм сквер в центре города, так сразу депутатская помощь нужна. Вот двуликий Янус-то!
Агибалов, наверное, вообразил, что Церковь полностью отделена от Государства и УК на него не распространяется. Иначе откуда бы взялись слухи о том, что наш епископ любит руки распускать. Жена от него после побоев ушла, священников бьет, если те деньги давать отказываются. Столько денег набрал, что от любого откупится?
Пора в путь в дорогу,дорогу дальнюю,дальнюю пора!!!!ахахаха!!!
С Вознесением вас, православные!
Вознесся выше он главою,александрийского столпа...Каску ему и утяжеление на ноги,чтоб кумполом не бился.Кишки наверна солнечный газ выделяют,вот и взлетел .
Мразь Агибалов! Всю Церковь опозорил! Как теперь прихожане будут доверять священникам? Это Платицин-юрист составлял бумагу!
Это верно,репутацию не отстираешь.Обосрался и зловония не стесняется.Не чует.
Сотни священников авторитет Церкви зарабатывали трудом кропотливым, тем, как на смерть за Веру шли в сталинских лагерях, тем как Веру сохраняли в советские годы. Один вот такой пуп земли пришел в епископство и все благополучно испоганил. Ложка дегтя, блин...
Эту писульку должен был для епископа составлять не юрист, а психолог. Человек, который знает, как отказать не обидев. А ещё лучше, чтобы какой-нибудь мудрец научил бы епископа умению идти на компромиссы. Не законом прикрываться, а просчитать на пять шагов вперёд, чем его слово отзовется.
Женщин бил?Ему, голубчику, ко мне на курс аминазинчика лечь и все пройдет.
Церковь отделена,конечно.Но Агибалов считает себя отделенным от законов государства в котором живет.А может даже и от всевидящего Бога отделен.И Бог ему все равно ничего не сделает.Этакий пуп-божочек.
Если Агибалов - епископ, то Иуда Искариот - апостол!
Ответ депутатам составлял какой-то неграмотный человек. Общий смысл этой белиберды: Вы, депутаты, идёте на Хрен со своими просьбами, Мы - Епископ, и будем делать, что захотим и чхать мы на вас хотели!
Если у нас столько лжесвященников в городе, что пришлось запрет на отпевание вне храмов ввести, то не логичнее бы было пиар настоящих батюшек наладить. Чтоб люди своих священников за духовных наставников почитали. А теперь от всего духовенства Владимир горожан отвратил.
Ага,начнете пиарить хороших батюшек,так этот прыщ из ревности их пожирать начнет.Настоящихи добрых нард сам знает.Сарафанное радио-лучший пиар.