Отповедь епископа депутатам горсовета

Важный документ поступил в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов (входящий № 510). Это ответ Правящего архиерея Новокузнецкой епархии епископа Владимира на просьбу народных избранников не создавать трудности горожанам при отпевании усопших. Читаю этот документ и диву даюсь. На мой взгляд, епископу Новокузнецкому и Таштагольскому явно не хватает мудрости. Но давайте прочтём эту бумагу вместе.

Вначале хочу искренне поблагодарить депутатов горсовета за то, что они написали прошение в Новокузнецкую епархию. Не отмахнулись от беды новокузнечан дежурной фразой: мол, церковь отделена от государства. Отделена то отделена, но прихожане одновременно и избиратели.

Далее хочу обратить внимание читателей на такую деталь. Переписка идёт с Комитетом по развитию местного самоуправления и безопасности горсовета, в компетенцию которого входит «содействие общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность на территории города». Думаю, что епископ Владимир (Агибалов) осведомлён, что председатель этого комитета Ольга Кшижинская – один из самых блестящих юристов Новокузнецка, преподаватель юрфака КемГУ. Тем не менее, архиерей на трёх страницах своего ответа пространно изложил азы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

При этом, на мой взгляд, лукаво и не логично увёл из центра внимания самую важную часть этой проблемы. Соответствует ли запрет епископа на отпевание усопших вне храмов церковному закону «О христианском погребении усопших» (Постановление от 2015 года Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла )? В трёхстраничном подробном ответе епископа этой заглавной теме посвящён лишь маленький последний абзац на последней странице.

Епископ пишет: «Новокузнецкая епархия полностью исполняет и не нарушает постановления Священного Синода Русской Православной Церкви «О христианском погребении усопших» (конец цитаты).

В одной из своих прошлых публикаций о запрете епископа («Епископ Владимир, – вы Бога забыли!!!») я писал об этом документе: «В нём говорится: «Заочное отпевание, то есть чин погребения без принесения тела усопшего христианина в храм (или приглашения священника для его совершения в ином месте) совершается…» (далее – перечисление обстоятельств, при которых разрешено заочное отпевание). По логике текста получается, что существует разделение на Заочное и Очное погребения. При очном погребении Священный Синод допускает два варианта отпевания: принесение тела в храм или приглашение священника для отпевания в иное место. При этом не регламентируется это иное место! И нет никаких ограничений для отпевания в ином месте!».

Получается, что я доказал: епископ перечит церковному закону, Священному Синоду и Патриарху. А архиерей предлагает депутатам свою, противоположную, версию об отсутствии противоречия между его запретом и законом церкви. При этом Владимир (Агибалов) не цитирует документ и не приводит никаких иных доказательств своей правоты. Видимо, надеясь, что к концу его пространного трёхстраничного ответа усталый читатель примет его утверждение на веру.

Никак в своём ответе епископ не объясняет и территориальную странность своего запрета. Отпевать вне храмов ныне нельзя в Новокузнецке и Новокузнецком районе. Хотя в епархию входят и другие города, и другие сельские районы юга Кузбасса. А так как запрет введён под предлогом борьбы с нарушениями (отпевание лже-священниками, запрещёнными в служении или лишёнными сана клириками, а также корыстными батюшками), то получается, что все эти злодеи живут и действуют только в Новокузнецке и его сельском районе. Но начисто отсутствуют в Мысках, Осинниках, Междуреченске, Таштаголе… Новокузнецк, получается,  – аномальная зона какая-то, где в близких к церкви людей под носом правящего архиерея (Новокузнецк — место нахождения офиса епископа, здесь его епархиальное управление) вселяется дьявол.

В ответе епископа утверждается, что вреда от его запрета якобы нет: «Данные решения не влекут ущемления прав верующих, поскольку сохраняют возможность осуществления этого религиозного обряда в многочисленных храмах Епархии и в исключительных случаях по просьбе родственников или близких покойного в квартирах, частных домах и на кладбищах».

Мне видятся в этом тексте такие лукавства архиерея.

Во-первых, мы вчера опубликовали репортаж из Спасо-Преображенского собора («Вы уже будете – третий гроб»), где, несмотря на многочисленность храмов в епархии, из-за возросшей нагрузки обряд отпевания стал оптовым и конвейерным. Отнюдь не настраивающим людей, как хотела бы церковь, «на молитвенный лад».

Во-вторых, журналистам нашего издания нигде не удалось найти перечня исключительных случаев, дающих право нарушить запрет епископа. Наоборот, в епархии заработал ранее покрытый паутиной церковный суд, где пытаются наказать батюшек по обвинению в нарушении запрета епископа на основании исключительности случаев обратившихся к ним родных усопших.

Кстати, послушайте слова двух новокузнечанок, недавно похоронивших близкого человека – видео добавлено к репортажу из Спасо-Преображенского собора и доступно на Ютубе под названием «Запрет на отпевание вне храмов Новокузнецка и Новокузнецкого района». Если никакого ущемления нет, и исключения действуют, то почему родные покойного с возмущением и слезами на глазах так негодуют по поводу запрета епископа?

Нет в тексте ответа епископа никаких объяснений и тому факту, что в Новокузнецкой епархии запрет на отпевание в Новокузнецке и его районе введён после отмены подобного запрета в нашем городе. В газете «Кузнецкий рабочий» 26 февраля 2011 года было опубликовано «Письмо Аристарху», которое, кроме кемеровского начальства новокузнецких клириков, было адресовано губернатору, мэру Новокузнецка, прокурору города и депутатам горсовета. Горожане, подписавшие это письмо (77 человек), убедительно просили отменить запрет на отпевание вне храмов в Новокузнецке.

Запрет отменили. Получается, что он был признан неправильным, ущемляющим права верующих. Что же изменилось с тех пор, что заставило епископа Владимира ввести этот запрет вновь?

У нас есть своя версия о причинах, побудивших Правящего архиерея Новокузнецкой епархии епископа Владимира (Агибалова) ввести такой запрет. Моя коллега Светлана Зеленина изложила его в одной из своих публикаций («Православные новокузнечане ограничены в праве на отпевание»): «Очень хочется верить в то, что решение епископа Владимира связано с заботой о пастве, а не желанием мести «искателям правды» после того, как в СМИ просочилась информация об очередном поборе с приходов на подарок правящему архиерею ко дню его рождения».

Если представить, что епископ мстит священникам Новокузнецка и Новокузнецкого района, которые ропщут на непосильные поборы, разоряющие маленькие и бедные приходы («Даже в церкви всё не так, всё не так, как надо?», «Если низлагать за вымогательство, в церкви останется «разве что с десяток епископов»?», «Не до шуток»), то, по-моему, всё встаёт на свои места. Это объясняет и территориальное ограничение запрета. И усиление контроля епархии за, наверное, самым доходным бизнесом церкви. И игнорирование мнения горожан и их представителей – народных депутатов.

На мой взгляд, всё дело в алчности правящего архиерея!

Но, если это так, такая позиция епископа ведёт в пропасть. Нарушает права верующих и отталкивает людей от православной церкви (ломает, как сейчас говорят, «духовные скрепы»). Ссорит епархию со светскими властями города.

Работая на NK-TV.COM, я присутствовал на заседаниях горсовета и писал о том, как по просьбе епархии депутаты выделяли средства из бюджета на поддержку православной гимназии, выделили под строительство нового  храма лучшее место в городе (пожертвовав сквером «Сказка» — бывшим автогородком и сотнями молодых берёз, высаженных тут руками этих же депутатов).

Епископ в своём ответе, как мне кажется, натыкал носом городских депутатов в азы (церковь отделена от государства), отказав им в благой просьбе. И как ему завтра идти к властям со своими просьбами? Такая позиция не представляется мне конструктивной  и мудрой. Как бы ни были законодательно отделены церковь и государство, мы живём в одном городе и горожане часто и прихожане – в одном лице.

Посеять раздор и непонимание легко. А восстановить потом репутацию – очень проблематично. «Война», которую, как я думаю, начал в Новокузнецке епископ Владимир с прихожанами, светскими властями и подчинёнными ему батюшками, добра не принесёт.

Михаил Зеленчуков

Внештатный корреспондент NK-TV.COM

Автору можно написать по адресу: zelenchukov@nk-tv.com

Комментарии

  • Правильно Кожина убрали. Теперь в Соборе спокойнее стало и просто иногда можно просто зайти, постоять, помолиться . А не выслушивать постоянные разговоры о поборах, квартирах, машинах...

    • Чем же тебе Кожин молиться мешал? Возле уха стоял и про машины с поборами шептал?

  • Не трогайте о.Алексея. Обосрались седите и подмывайтесь. Можете и у Мошкина помыть! Мерзкие люди! Чести Вам не хватает!

    • Посмотрел про православный садизм.Сложилось впечатление,что обосралось все руководство церкви.Извиняйте что слово церковь с маленькой буквы.Это не та Церковь,которую нам Христос,где любовь между братьями.

  • Я догадалась,почему епископы молчат.Их давно умертвили.А вместо них народу показывают чучела набитые ватой.Кто рядом окажется,посмотрите за счет чего у чучела вращаются глаза и руки.И откуда идет звук?

  • Теперь ясно! Какой Аристарх, такой же и Агибалов! Фу мерзость!

    • Тебе,полностью доверяем,не проверив,не сказала бы,молодца!

  • Храмов больше надо строить,для вашего покаяния и отпевания,други мои,и глядишь,слов гнилых меньше от вас исходить станет

    • Интересно,как длина и ширина стен церквей повлияет на нравственный уровень населения?

      • О своей душе беспокойся,о глобальном думать,и без тебя хватает кому.

    • Сколько храмов ни построй,а священники нравственнее не станут.Сколько ни открывай точек торговли свечками,людей в них больше ходить не будет.Это наивно.

      • Храм нужен,что бы любое олухо могло о Душе задуматься,а не о суетном.

    • Покаялся-помер-отпели.Покаялся-помер-отпели...Романтика.Вся работа с людьми.Эх деньги деньги деньги рублики-и-и...

        • А вот тебе Батюшка,слабо покаяться перед всеми,как в первые века христианства?Да так круто,чтобы к грехам своим на возвращаться.А то ведь отказать себе в чтении коментов и то не можешь.Будто пес на свою блевотину возвращаешься.

          • Каются пред Богом,олух,а не перед грешниками.

          • А поп святой что ли,если в его присутствии исповедуются?

          • Тут товарищ Батюшка сам до конца не понял.Покаяние и исповеди у попа это вещи разные.Исповедует,а покаяния ни разу не увидел.Не так ли товарищ Батюшка?По себе ведь знаете.

          • Молись Богу и кайся перед Богом,в этом спасение,аминь.

          • Ишь попугай заученное затараторил.Шепеляво.Молисикайся,молисикайся.Малыш и Карлсон.

          • Про меня не такое расскажут, не такое небось наплетут,
            Дескать, бражничал, дескать, куражил, я расхаживал барином тут.
            Дайте-дайте мне песен рассейских я босой обойду полстраны.
            Распростился я с юностью вешней, но осталось похмелье весны.Кайся,олух,но это не факт,что извилин в твоем мозгЕ станет больше.

          • Каются пред Богом,олух,а не перед грешниками.

          • А в чем каяться -то? Он убил или сразвратничал? Каяться надо Вашему шефу алкашу и бабнику.

    • Защитничек!!! Сказать то нечего ,вот и нападаешь на людей, которые правду говорят!!!

      • Правда и Истина только в Слове Божьем.И не льсти себе,ты самому себе не нужен,а не то,что бы на тебя нападал кто-то.

        • Ой обиделся))) да ладно чего уж ты так то "батюшка" . Злыднюшка ты наша)))

        • Ишь как Жрец Культа раскипятился.Культа торговли опиумом для народа.Подскажу как заработать больше.Самое доходное это Культ имени Себя Любимого.И сам полюбуешься и дураков оберешь.

  • Жрецы-затейники.Свечки,яблочки,медок,куличики.Лохотрон золоченый.

  • что за срач в комментах... видно, что церковники есть, только в фактах путаница. что уж так плохо совсем?

    • Ты не прав. ОТМЕНИ СВОЕ ГЛУПОЕ РЕШЕНИЕ. А МОЖЕТ ЗДЕСЬ ПРИСУТСТВУЕТ ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС С ПОХОРОННЫМИ АГЕНТСТВАМИ. ВЕДЬ ТЕЛО ПОКОЙНОГО НАДО ДОСТАВИТЬ ТУДА И ОБРАТНО. ПРИ ЭТОМ ТРАНСПОРТ ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ И РАЗНЫЕ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. А ЕСЛИ Я ПОВЕЗУ ПОКОЙНОГО ИЗ КАБЫРЗЫ, ДЕ ЕЩЕ ЗИМОЙ, КТО ПЛАТИТ ТЫ ЧТО ЛИ?

      • Друг мой,что похоронный агент,что агент недвижимости,имеют первоочередное право на отпевание.Тобой чётко и ясно замечена корысть агентов,чьи бы они не были.

  • Первый Кузнецов - Андрей Николаевич, нынешний депутат горсовета, а второй - Андрей Алексеевич, безработный от КПРФ. Сразу трое самовыдвиженцев заявились по округу № 18 - это пенсионер Валерий Скорых, врач скорой помощи Игорь Изъянов и директор ООО Русский дом Родион Морозов.

Последние публикации

Лучшее решение для итальянского  разреза в Кузбассе

В отношении АО «Кузнецкая инвестиционно- строительная компания» применены специальные экономические меры. Об этом заявлено в… Читать еще

6 часов назад

Легкоатлеты из Кузбасса выиграли три медали на играх БРИКС

Легкоатлеты из Кузбасса выиграли три медали на играх БРИКССоревноваться им пришлось в условиях 30-градусной жары… Читать еще

9 часов назад

В 2,6% случаев присасывания клещ оказывался заражённым энцефалитом в Кузбассе

С начала сезона 14 812 человек, в том числе 3323 ребёнка обратились в больницу с… Читать еще

9 часов назад

«Металлург» сыграет заключительный домашний матч регулярного чемпионата. Соперник — «Енисей-СТМ»

Новокузнецкий регбийный клуб проведёт заключительный домашний матч регулярки чемпионата России. «Металлург» примет «Енисей-СТМ». Команда Вячеслава… Читать еще

9 часов назад

Юбилейный перевод земель

Сотое постановление правительства Кузбасса о переводе земельного участка из одной категории в другую опубликовано 17 июня. Юбиляром… Читать еще

10 часов назад

Андрей Панов отменил звание «Преподаватель года Кузбасса»

Своим постановлением кузбасский глава Правительства А.А.Панов отменил звание, введенное в 2014 году Коллегией администрации Кемеровской области. Почётное… Читать еще

12 часов назад