Август, который в современной России традиционно принято считать месяцем катастроф, в этом году прошел на удивление спокойно. Единственной неприятностью стала слегка усилившаяся волатильность цен на нефть и валютных курсов. На фоне отсутствия серьезных новостей экономисты принялись обсуждать текущее положение российской экономики и ее ближайшие перспективы.
Международный валютный фонд решил, что она уже достигла дна и ее перспективы улучшились в свете снижения издержек и повышения цен на нефть. Об этом МВФ одной строкой сообщил в аналитической записке, подготовленной к саммиту G20, который пройдет 4-5 сентября в Китае. В июле фонд пересмотрел свой прогноз по динамике российского ВВП на 2016 г., повысив его на 0,3%, но по-прежнему ожидает спада на 1,2%. Прогноз на 2017 г. сохранен: по мнению МВФ, экономика России выйдет из рецессии и вырастет на 1%.
Банк России полагает, что во втором полугодии российская экономика перейдет к росту, хотя по итогам года все-таки покажет спад на 0,3-07%. Но выводы о начале полноценного подъема в экономике РФ делать преждевременно, предупреждает регулятор. «Экономика, скорее всего, продолжает балансировать на грани стагнации, и ей только предстоит выйти на траекторию восстановления», — говорится в бюллетене департамента исследований и прогнозирования ЦБ «О чем говорят тренды».
Положительную динамику ВВП во второй половине текущего года прогнозирует и глава Сбербанка Герман Греф, который увидел признаки стабилизации российской экономики.
А вот эксперты Высшей школы экономики настроены более пессимистично и считают, что экономика страны застряла на «дне». Они не разделяют мнения о том, что уже в конце текущего года экономика начнет переход к восстановительному росту и его последующему ускорению. Более вероятным специалисты ВШЭ считают продолжение стагнации/рецессии до окончания периода бюджетной консолидации.
Обрабатывающая промышленность сокращается, внутренний спрос остается слабым, а неопределенность относительно динамики мировой экономики и цен на нефть, а также будущего экономического развития и экономической политики — высокой, отмечают эксперты ВШЭ.
Схожего мнения придерживается и завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. Текущее положение российской экономики — это стагнация с двумя кризисами внутри, считает он. Первый — кризис инвестиций. Второй — потребительский кризис, снижение реальных доходов и розничного товарооборота.
Отечественная экономика напоминает экономисту больного после сильного удара, которого долго врачевали кровопусканием, заворачивали в холодные, мокрые простыни, но он как бы стабилизировался сам по себе и теперь ждет следующего удара, потому что лечить его надо системно.
Откуда может прийти удар? На коротком расстоянии он может прийти извне, то есть это опять падение цен на нефть и укрепление доллара. «По нашим прогнозам, до 2018-2019 года мы находимся на территории низких цен на сырье и сильного доллара, это цены финансовых рынков», — сказал эксперт корреспонденту «Утра».
Изнутри это продолжение накапливания рисков. Очень сильные риски связаны с сокращением физических объемов экспорта сырья. Есть и технологические риски, поскольку действуют санкции, продолжается падение инвестиций, импорт оборудования из ЕС снизился на 30-40%. «И этот риск может разворачиваться в дальнейшем с усилением, вызывая неприятности, и не только стагнацию, но и новую волну падений», — спрогнозировал Миркин.
Рассуждать о возможности восстановительного роста вообще бессмысленно, если не принимать сильных мер, стимулирующих рост, считает он, поскольку экономика России по-прежнему зависит от внешних факторов, в первую очередь — от цен на сырье, которые могут качнуться куда угодно. Но в любом случае не будет резкого восстановления, потому что нет инвестиций, идет их падение. Растут только отдельные отрасли — те точки, где идут государственные инвестиции (например, военно-промышленный комплекс) или созданы приемлемые экономические условия (аграрный сектор — там экономическое чудо).
«Каждое утро мы молимся, чтобы нефть не падала, а доллар не укреплялся», — сыронизировал экономист. Но при этом, судя по всему, в божескую помощь сам особо не верит и ждет ослабления рубля в ближайшей перспективе, потому что конец года — это пики возврата внешнего долга и роста рублевых доходов. К тому же экономика, которая находится в туманной стагнационной зоне, вообще в целом расположена к тому, чтобы ее валюта слабела. А доллар находится в циклическом укреплении, и если он в эти годы сможет дойти до паритета с евро, то это был бы очень сильный удар по рублю.
Умеренно слабый рубль выгоден российской экономике. Но именно умеренно, пояснил Миркин. «Когда мы говорим об умеренно слабом рубле, имеется в виду уровень 70-74 рубля за доллар (это сегодня), но не 80-85 рублей за доллар. Главное — чтобы не было прыжков туда, соответственно, с немедленным ростом цен и волатильностью валютного курса, которого очень боится бизнес», — резюмировал эксперт.