Появятся ли лекарства в свободном доступе в магазинах, рядом с колбасой и пивом? И будет ли это на руку покупателям? В минпромторге, который продвигает эту идею (законопроект уже прошел общественное обсуждение), считают, что аптеки станут конкурировать с супермаркетами, и это приведет к снижению цен. Значит, лекарства станут доступнее. Представители фармбизнеса говорят, что никакой конкуренции не будет, большинство аптек быстро разорятся, так что рецептурные препараты в итоге станет купить сложнее.
Медики единодушны: принимать даже безобидные лекарства нужно по назначению врача. Фото: Артем Геодакян / ТАССМедики единодушны: принимать даже безобидные лекарства нужно по назначению врача. Фото: Артем Геодакян / ТАСС Медики единодушны: принимать даже безобидные лекарства нужно по назначению врача. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
«Дело в том, что ни о какой здоровой конкуренции речи не идет, — пояснила «РГ- Неделе» глава Аптечной гильдии Елена Неволина. — Закон об обращении лекарственных средств предлагается дополнить новым понятием «торговая организация» и разрешить им продавать безрецептурные лекарства. При этом аптеки получают лицензию, разрешающую заниматься фармдеятельностью. Она подразумевает и особые условия хранения лекарств, и подготовку персонала, и обязанность консультировать покупателя. Торговым же сетям предполагается разрешить лицензирование в заявительном порядке, по упрощенному варианту».
Ключевой момент — перечень лекарств, который сторонники свободной их продажи предлагают «передать» магазинам. Сейчас объемы продаваемых рецептурных и безрецептурных лекарств делятся практически поровну: 49% и 51% соответственно. Но «безрецептурка» более прибыльна: эти препараты активно рекламируются и так же активно продаются и покупаются. Что касается лекарств, продаваемых по рецепту, это в основном препараты из утверждаемого правительством перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), и цены на них жестко регулирует государство. Аптеки обязаны их продавать, и они делают это, но прибыли это не приносит.
«Аптеки — это не обычные торговые организации, мы выполняем еще и социальные функции, — поясняет Елена Неволина. — Производить лекарства в производственных отделах невыгодно. Жизненно важные продаются с минимальной наценкой. Кроме того, аптеки обеспечивают наркотическими обезболивающими онкобольных — в этой части действуют более жесткие правила торговли, нужна система охраны и сигнализация, все это дорого. Но аптеки всю эту нагрузку несут, покрывая убыточную часть деятельности за счет продажи «ходовых» безрецептурных препаратов».
Представители аптек подсчитали: если у них «заберут» безрецептурную часть продаж, то рецептурные лекарства, не входящие в список ЖНВЛП, сразу взлетят в цене и траты со стороны граждан на них увеличатся на 51-75 млрд рублей в год.
В ФАС, который поддерживает идею магазинных продаж, считают, что на деятельности аптек нововведение не скажется. Но вот что интересно: спорный законопроект еще не принят. Но аптеки уже отреагировали. Представители крупных сетей (например, «Риглы», у которой около 2000 «точек» по всей стране) говорят: придется закрыть едва ли не каждую вторую аптеку. И в первую очередь те, что находятся рядом с магазинами.
Что касается мелких единичных аптек и киосков (таких много в райцентрах, поселках) — их владельцы понимают, что уступят в конкурентной борьбе в первую очередь. Интересный факт: сервис бесплатных объявлений Юла проанализировал динамику объявлений о продаже аптечного бизнеса. Так вот, за последнюю неделю количество объявлений о продаже оборудования для аптек выросло сразу в 3,5 раза. А аптечные вывески сейчас пытаются продать в 1,5 раза чаще, чем в начале года. То есть владельцы уже сейчас пытаются избавиться от ставшего рискованным бизнеса.
Но если количество аптек резко сократится — где мы будем покупать антибиотики, гормональные и прочие лекарства, которые в свободной продаже находиться не должны?
«Сейчас нельзя однозначно сказать, какие будут последствия, если решение будет принято, — считает Виктория Самсонова, руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики KMPG. — Если условия бизнеса будут равные, если торговые сети должны будут нести такую же ответственность перед покупателями, что и аптеки, — это один вариант развития событий. Но надо понимать, что особые условия нужны не только для продажи лекарств, но и для их хранения, и для их соблюдения торговым сетям придется вложиться в строительство фармскладов, в обучение персонала и т.д.».
В минздраве не поддерживают идею с магазинами: с «географической» доступностью лекарств проблем уже давно нет, аптек хватает. И обращают внимание еще на одну деталь: тягу наших граждан к самолечению. Фармацевт в аптеке контролирует, чтобы пациент купил именно то лекарство, которое ему назначил врач. В магазине этого не будет. Когда лекарства будут «под рукой» рядом с обычными продуктами, — проблемы с самолечением только возрастут. В министерстве настаивают: если и продавать в магазинах, то только самые-самые безобидные вещи. Здесь подготовили свой, очень ограниченный перечень того, что можно разрешить продавать в магазине. Но торговые сети этот перечень вряд ли заинтересует: в нем нет бестселлеров, на которых легко заработать.