
В июле 1926 года вышел декрет ВЦИК об образовании в составе Кузнецкого округа Сибирского края Горно-Шорского национального района с центром в Мысках. Позже это сыграет с шорским народом злую шутку. Но тогда ничего не предвещало будущих неприятностей. В старинных шорских деревеньках начали создаваться сельские Советы. Приезжие энтузиасты-учителя ликвидировали безграмотность. Люди мечтали о новой сытой жизни. И все предпосылки для этого были.
Новый Горно-Шорский национальный район занимал внушительную площадь в 29194 квадратных километров. Здесь жили 96700 человек, которым принадлежали 53000 гектаров пахотной земли, 21000 гектаров пастбищ, 4000 гектаров лугов и сенокосов. Правда, местные жители нередко косили и на болотах, утопая в воде.
В Горной Шории вообще всегда была острая нехватка свободных земель. Такой уж это был тогда край – сплошное зелёное море тайги.
К слову, до Столыпинской аграрной реформы 1906-1913 годов население этих мест практически полностью состояло из шорцев, а селиться здесь русским было запрещено. Ведь на шорских землях, являвшихся собственностью Кабинета Его Величества, добывались золото, серебро, медь, из которых государство чеканило деньги.
Всё круто поменялось, когда край был советизирован. В шорских посёлках строили начальные школы, а подросших детей забирали в интернаты, где они воспитывались и учились вдалеке от семьи. Зато у них появилась возможность получить образование, недоступное для «инородцев», как называли шорцев в Российской империи.
А в конце 1930-х годов в Горно-Шорском национальном районе был образован Шорлаг. И в тайгу – вслед за зэками – пришли магазины и электричество от дизельных генераторов.
Один из лагерей был расположен в посёлке Усть-Кабырза. В 2011 году здесь был открыт музей ГУЛАГа. Все здешние экспонаты – реальные вещи и документы реальных людей. Портрет Иосифа Виссарионовича на голой бревенчатой стене. Допотопная печатная машинка и алюминиевый бюстик Ленина на письменном столе, а рядом – простой деревянный стул с накинутым на спинку кителем. Старые фуфайки и шинели, висящие на вбитых в дерево гвоздях. Зэковская ручная пила-циркулярка и одноколёсные тележки, на которых заключённые увозили напиленные кубы.
Когда тайга вырубалась, а с ней погибал зверь, – зоны перемещались на другое место. И жизнь в посёлках умирала. Больше не было благ цивилизации – электричества, магазинов. Но и вернуться к традиционному промыслу – охоте – было уже невозможно.
А в 1939 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было закреплено решение Новосибирского облисполкома о ликвидации Горно-Шорскогонационального района. Катастрофические последствия этого решения шорский народ не может преодолеть до сих пор – и вряд ли уже преодолеет.
Дело в том, что во времена СССР народ мог этнически развиваться только в том случае, если он имел статус республики, автономного округа или автономной области. Но после упразднения всех без исключения национальных районов в 1939 году, у бывшего Горно-Шорскогонационального района не получилось стать округом, так как он уже входил в состав Кузнецкого округа – нынешнюю Кемеровскую область.
И шорский народ остался без каких-либо этнических прав. Более полувека язык шорцев искусственно оставался бесписьменным. В итоге за всю советскую историю вышло только несколько изданий шорского героического эпоса на русском языке, а шорская грамматика была издана единственный раз в 1941 году.
В поселковых начальных школах изучали исключительно русский язык. Дети из поколения в поколение росли в интернатах. Оказавшись вырванными из языковой среды, они быстро ассимилировались. В общем, этнос в целом стремительно вымирал.
Дальше – больше! Вблизи мест обитания шорцев стали добывать уголь. Шахтёрский Междуреченск поглотил шесть шорских сёл, Мыски – более десяти. Шорцы покидали родные места, спивались, кончали жизнь самоубийством, их убивали.
К началу 1990-х ситуация была катастрофическая. Но начались перемены, и многие шорцы надеялись на возрождение своего народа, переживали большое воодушевление, мечтали об автономии.
В Новокузнецке при государственном педагогическом институте была открыта единственная в мире кафедра шорского языка и литературы. На шорском языке был издан целый ряд учебников, словарей, хрестоматий, учебных пособий для школ и вузов. Новокузнецк поддерживал тесные связи с Институтом языков народов России МО РАН, Объединенным институтом истории, филологии и философии СО РАН, многими российскими университетами и научно-исследовательскими институтами. При Московском институте национальных проблем образования была создана Лаборатория национального образования шорцев.
Сотрудники кафедры совершали экспедиции в районы проживания шорцев для сбора лингвистического и фольклорного материала, участвовали в научно-практических конференциях, организованных по всей стране. Выпускники кафедры возвращались в родные деревни, преподавали в школах.
В те же годы выходили шорский информационный бюллетень, шорский литературный журнал и даже шорскаядетская газета, а также многочисленные сборники произведений шорских поэтов и прозаиков, написанные на родном языке. В Таштагольском районе вещало шорскоетелевидение, проводились курсы шорского языка для взрослых.
И всё сошло на нет. Коренной народ Горной Шории так и не сумел получить автономию. И не удивительно. Тогдашнее руководство Кузбасса восприняло требование шорцев как угрозу единству Кемеровской области и попытку её расколоть. Разумеется, позволить такое было просто невозможно. Ведь это могло помешать весьма и весьма прибыльной угледобыче. А сами шорцы не сумели настоять на своём. Они оказались слишком слабы и разобщены.
В 2010 году кафедру шорского языка и литературы ликвидировали. Попытка спасти этнос от вымирания провалилась. По современным образовательным стандартам изучение шорского языка в России не предусмотрено. Да и негде его изучать. Даже старые начальные школы в деревнях закрыты. Сегодня на родном языке говорят только старики. Умрут они – и останутся одни угольные разрезы.
Инга Видалова
Андрей Иванов
28.07.2021 09:02 в 09:02
Скоро выборы! Клоунада для лохов набирает обороты! Смешно и грустно смотреть на всю эту профанацию, когда едросня сама себе вопросы задаёт и сама же на них отвечает, а лошары всю эту хрень хавают, причём уже 20 лет! Они просто ржут над нищебродами, а нищеброды до сих пор понять это не могут. Ничего не изменится. Деградация будет продолжаться. Вертикаль власти богатеть, народ нищать. Когда же люди поймут, что их просто разводят?