Жил-был художник один… Он всегда рисовал! Ещё в детстве, когда жил то в одном приенисейском посёлке, то в другом, кочуя вместе с матерью и служившим на почте отцом. Впитывая невероятную красоту и кристальную правда мира. А в 11 лет – это было в непредставимом из наших 2020-х 1937 году – он получил свою первую награду за портрет Пушкина, выставленный на конкурсе детского рисунка. Когда началась война, ему было всего 15, и парнишку отправили вытачивать боеприпасы. А он сбежал к бабушке в родной сосново-речной Тюхтет! За что и получил полгода колонии. Но рисовал и там! Директор колонии сам добывал для юного художника краски. Ну а в 18 он пошёл воевать, и грязная, кровавая сторона войны вместе с мучительной болезнью (он заразился тяжёлой формой туберкулеза) произвела на него огромное впечатление, оставила глубокий отпечаток – как след неподъёмной бронтозаврной лапищи, ярко и естественно выразилась в творчестве.  

И всё же его называют «солнечным художником» и ещё «сибирским Матиссом», для которого тоже ведь было важно максимально точно передать свои эмоции через цвет и форму!

Да, для советского и российского художника Андрея Поздеева – очень искреннего и этим потрясающего, в чём-то наивного, в чём-то гениального самоучки, родившегося в 1926 году в посёлке Нижний Ингаш, а умершего в Красноярске в 1998-м, – искусство всю жизнь оставалось глубоко личным процессом постижения себя, мира, истины. Постигал как умел! Создавая картины, которые и сегодня живые, трепетные, трогательные, грустные – как светлячки в глухую ночь. 

… И вот 13 таких светлячков зажглись в нашем Новокузнецком художественном, который открыл уникальную выставку «Художники Красноярска (из коллекции музея)» и посвятил её 95-летию со дня рождения ярчайшего представителя художественной жизни Красноярска, признанного и известного не только в Сибири, но и в России Андрея Геннадьевича Поздеева. 

Она необычная, эта выставка: в первом зале экспонируются произведения красноярцев, живших и творивших в поздеевскую современность. Многие из них – как и сам «солнечный художник» – прошли войну.  И только во втором зале – картины «матисса» из Красноярска.

Современники Поздеева – заслуженные, народные. Изображавшие суровую романтику эпохи, которая, вот ведь совпадение, была удивительно созвучна красоте и мощи сибирской природы! В коллекции Новокузнецкого художественного музея нашлись пейзажи Бориса Ряузова и Тойво Ряннеля – они, как и Андрей Геннадьевич, были ровесниками новой советской страны. Чуть помладше – он родился в 1936-м – Валериан Сергин. Чтобы «добыть» таёжные и речные просторы своих картин, они месяцами рисовали в тайге и на речных берегах, где летом комары размером со слонов, а зимой может ударить мороз «минус» 70.

Здесь же выставлены работы Николая Рыбакова, родившегося в послевоенном 1947-м, – и они совсем другие! Как объяснял сам Николай Иосифович: когда он начинал, в пространстве красноярского искусства возвышались два столпа – абсолютно разные Ряузов и Поздеев. И существование в одном поле двух таких противоположностей, мощно намагниченных полюсов, давало молодым возможность искать собственный путь. Быть свободными. Творить. 

А особое место в этом первом зале занимают пять цветных линогравюр очень выразительного Владимира Мешкова (он родился в 1919 году). Дело в том, что с одной из этих работ – «В верховьях Кочечума. Лиственный яр» – и началось собирание картин художников-красноярцев. К слову, начало музейной коллекции было положено в 1961 году – переданная из фондов Сталинского краеведческого музея Кемеровскому областному музею советского изобразительного искусства в городе Сталинске (сейчас это отметивший в нынешнем году своё 60-летие Новокузнецкий художественный!), она насчитывала 134 произведения изобразительного искусства. 

В настоящее время в музейных фондах находится более 130 работ творцов из Красноярска – на выставке экспонируются около 30. И она не только о талантливых современниках удивительного «солнечного художника» – о невидимой для новокузнечан, глубокой, сложной, кропотливой работе по собиранию коллекции, которую ведёт и которой гордится наш Новокузнецкий художественный музей! 

Работы Поздеева здесь собирают больше 30 лет. Они не самые известные – за исключением, быть может, автопортрета с цветком. Но все стопроцентно узнаваемо- поздеевские – экспрессивные, лаконичные, честные! Другие Андрей Геннадьевич просто уничтожал – десятками! Говорил: это неправда, я не смог перебороть материал, не сумел выразить истину. 

А его обвиняли в формализме! В эпоху соцреализма это было как проклятие – поэтому «матиссу» из Красноярска так и не дали ни народного, ни даже заслуженного. Хотя и приняли в Союз художников СССР на 35-м году жизни. 

Он действительно был самоучкой – окончил только художественную школу (правда, очень хорошую). А вот в училище так и не смог поступить – он ведь толком и не учился в общеобразовательной школе, не удивительно, что его «срезали» на русском и математике. Но Поздеева это нисколько не волновало. Ему не нужны были ни звания, ни известность и регалии, ни тёплое местечко. Они с женой жили на его пенсию по инвалидности и её зарплату. И он всё время рисовал!

… потому что не умел по-другому выразить то, что жглось внутри. Искал максимально точных формы и цвета. Добивался правды чувства. Улыбался: я хочу быть бедным, потому что хочу быть свободным.

Выставка в Новокузнецком художественном музее открыта по 10 октября.

Инна Ким 

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Углевозы дорогам вред больше не причиняют

Постановления кузбасского правительства, определяющие размер платы в счет возмещения вреда…