Дамы с буклями и в хрустящих кринолинах. Скрипучий голос крупье. Отретушированные фото из семейного альбома – «когда был Федя маленький, с кудрявой головой». Набивающийся в собеседники «пьяница-Мармеладов» у трактирного самовара с золотистыми круглобокими баранками. Шёпот, шорох, шелест «Белых ночей» в наушниках. Крупным планом изломанные страстями лица с вертикальных экранов – Раскольникова, Карамазовых, Ставрогина. Мрачноватый рок с импровизированной сцены. Жёлтый болезненный свет. «Зуммеры» и «думмеры», объединённые буфетной очередью за ароматным кофе. А главное – гнетущая, томительная, криповая атмосфера, пронизывающая тебя насквозь. Будто сам Фёдор Михайлович, ей-богу, потихоньку наблюдает за тобою откуда-то из-за угла. Сейчас схватит перо и как опишет!  

Примерно так и происходило это неординарное событие – устроенный Новокузнецким драматическим театром форум «Ночь с Достоевским», где зрителям, желающим в буквальном смысле погрузиться в произведения писателя, предложили множество любопытных интерактивных форматов. 

… Черное фойе. Фотографии Достоевских. Гончарный мастер-класс. Разгуливающие герои романов русского классика. Балалаечник, мечтательно наяривающий «Месяц». Задумчивый юноша – почти «Подросток»! – мучает цветными карандашами «Достоевские раскраски». Рука заштриховывает, а взгляд скользит по написанному рядом тексту: оказывается, снимая дачу в деревне, Фёдор Михайлович арендовал для детей корову и когда та терялась, ходил по округе её искать! И такие занимательные подробности сопровождают каждую забавную картинку этого занимательного «комикса»! 

А в Белом зале – сразу после рок-концерта – пошла игра! Зелёное сукно, фишки, настоящая рулетка. И ставки высоки – билеты на спектакли Новокузнецкого драматического! Надо просто ответить на «заковыристые» вопросы по творчеству Достоевского (эх, такой бы ЕГЭ!).   

На экранах то цитаты из дневников и произведений писателя, то кадры кинолент по его знаменитым романам. Прямо сейчас происходит страстное объяснение между Рогожиным и Настасьей Филипповной… Вот только фильм снят в 1951 году в Японии, так что и герои-любовники-антогонисты – японцы! А это уже русский – вернее, советский – «Идиот»: легендарный, 1958 года, с перекрашенным под блондина Юрием Яковлевым в главной роли.   

В театральном музее весь вечер шли забавные состязания по скорочтению – конечно же, текстов Достоевского. Кто-то селфился, кто-то гадал по книжкам Фёдора Михайловича (он сам так делал, правда, по Евангелию. Загадав вопрос, писатель обводил книгой по часовой стрелке вокруг ножки стола, ещё минуту держал томик над свечой и открывал его на случайной странице. Прочитанное становилось ответом!).

А кто-то слушал радиоспектакль по повести «Белые ночи». Да не простой, а обещающий полное погружение в текст ASMR-фрагмент: с шуршанием, шорохом, шелестом, шёпотом – до мурашек по коже!

В небольшом пространстве репетиционного зала – мини-фестиваль «короткометражек» по текстам Достоевского. Куда уж «иммерсивнее»! Здесь погрузиться в творчество писателя можно было буквально – например, став участником перфоманса «Целую ваши ножки», подготовленного театром «Глобус» из Новосибирска.

А начался этот необычный форум, в принципе, обычно – часовым спектаклем Прокопьевского Ленкома, ещё в марте «отпраздновавшего» 200-летие писателя премьерой «Двойника», на которого «замахнулся» московский режиссёр Александр Протасов. Тяжёлая до дурноты, мучительная, мистическая, болезненная повесть классика превратилась в понятную, в общем-то, и тем симпатичную историю об «офисном буллинге» и мечтах, соперничестве и предательстве, переживаемых «маленьким человеком». 

Психологический гротеск – так сами прокопчане назвали жанр привезённого в Новокузнецк спектакля – говорит языком Достоевского и одет в мундиры и кринолины XIX века. А по сути, он о любом инфантильном сегодняшнем Яше Голядкине, который хочет добиться успеха, но не может переступить через себя, подстроиться, нижайше прогнуться. И в итоге, оказавшись уволенным и не выдержав давления общества, сходит с ума. 

Второй постановкой форума «Ночь с Достоевским» стал эскиз «Крокодил», рождённый на сентябрьской театральной лаборатории, посвящённой писателю и проходившей в стенах новосибирского «Глобуса». Когда-то сам автор дал своему «Крокодилу» такой подзаголовок: «Справедливая повесть о том, как один господин, известных лет и известной наружности, пассажным крокодилом был проглочен живьём, весь без остатка, и что из этого вышло». 

Достоевский называл эту сатирическую, даже карикатурную вещицу «чисто литературной шалостью», высмеивая в ней современного себе русского «либерального чиновника» Ивана Матвеича, толкающего речи прямо «из крокодила», его смешно и странно кокетничающую проглоченным супругом жену и забавно хлопочущего об освобождении друга. А поставивший эскиз польский режиссёр Бениамин Коц увидел в «Крокодиле» понятное нашему времени – задевающее, раздражающее, нервирующее и заставляющее в голос хохотать. 

Ну а последним спектаклем «Ночи с Достоевским» были «Кроткие» – одна из самых успешных постановок московского театра «Человек». Она, и правда, впечатляет – особенно игра Владимира Скворцова! Тот един в двух лицах – он и главный герой, и режиссёр. Видимо, так прикипел к персонажу, что просто не смог его никому отдать! 

В исполнении режиссёра герой то унижен, то оскорблён, то защищается, то нападает. Так кто-же он? Глубоко травмированный человек? Абьюзер? Маньяк? Или… Он тоже кроткий?! А может, его жена, 16-летняя девочка, «сама виновата»? Неблагодарная, не понявшая, презиравшая… Наконец, не принявшая «жертву» своего 41-летнего мужа – его запоздалую нежность. Вот только… Эта нежность, она тоже своего рода абьюз, доводящий испуганную девочку до истерики и горячки, а в результате и до самоубийства.  

Юная, наивная, гордая, кроткая девочка погружается в мучительное одиночество. Она не знает, о чём думает её муж, она боится его и упрекает, винит во всём себя. И ей не у кого спросить совета – никого-то у бедняжки нет! Но когда главный герой уходит из дома – она тихонечко поёт. Только в эти минуты её детское сердечко получает передышку. А однажды она прижимает к себе дорогой ей образ Богородицы – напоминание об умерших родителях и счастливом детстве? – и шагает из окна. 

В «Кротких» Скворцова – в отличие от «Кроткой» Достоевского – введены два знакомых сегодняшнему зрителю персонажа. Это немолодая женщина-психоаналитик и её молодой ассистент-любовник. И они зеркалят историю главного героя и его жены! А сам кабинет, куда герой приходит на терапию, превращается в пространство, за пределами которого словно ничего не существует. Вот ветер, вспыхивает прожектор, – и этот почти физический вскрик света больно бьёт по твоим обнажённым нервам. 

После сеансов персонажу Скворцова вроде бы легче… Только ему всё равно не расстаться со своей холодной, одинокой, «мёртвой» жизнью! И кто знает, не повторит ли эту историю его «зеркало»?! 

… «Ауфф!» – написала мне в телеграме 18-летняя дочь, когда узнала, что у нас в Новокузнецке творится. Ничего удивительного – в общем-то, на неё и её сверстников все эти иммерсивные «заигрывания» и рассчитаны. На что только сегодняшний театр не идёт, чтобы приучить к себе молодых! Впрочем, люди среднего возраста сёрфили по локациям дополненной реальности с не меньшим – если не с большим – азартом. В общем, то ли любовь к Достоевскому, то ли интерес к современному театру объединили в этот вечер и «зуммеров», и «думмеров»! Вот вам и рецепт, как наладить взаимопонимание между поколениями!

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

День театра «на ура»!

Под звуки пронзительного саксофона по стене бегут строчки воспоминаний, которые уже через …