В «Кузнецкой крепости» новая выставка – на этот раз она посвящена героям Сталинграда. Одним из них – отважным генералом, который не только участвовал в легендарной Сталинградской битве, но и прошёл всю Великую Отечественную войну и оставил заметный след в военной истории Отечества, – был наш земляк, уроженец Кузнецка Николай Григорьевич Ушаков. В Обер-офицерском доме музея-заповедника можно прочесть его подлинные фронтовые письма, увидеть редкие военные фотографии… Это нужно не мёртвым – это нужно живым!
200 героических дней обороны Сталинграда были непредставимо кровопролитными и жестокими. Бои шли за каждый дом – центральный городской вокзал переходил из рук в руки 13 раз. Большой промышленный город, протянувшийся почти на 50 километров по течению Волги, весь кипел тысячами боёв. Тучи дыма и пыли заслоняли солнце. А ночи озарялись пожарами и вспышками разрывов.
В уличных боях и в атаках на Мамаев курган рядовой красноармеец жил и сражался на передовой в среднем четыре часа. Когда его убивали или ранили, это место занимал другой боец, которому тоже было отмерено жизни четыре часа. «Ни шагу назад!» – так звучал знаменитый сталинский приказ №227. И в течение полугода здесь стояли только насмерть.
Конечно, фюрер был разочарован – это мягко сказать. Ведь он двинул на Сталинград свою лучшую – шестую – армию, которой командовал генерал фон Паулюс. Сам Гитлер говорил, что с такой армией можно было штурмовать небеса. Именно шестая положила к его ногам Париж и Харьков. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 тысяч человек, три тысячи орудий, порядка пятисот танков. В ней сражались лучшие, испытанные солдаты фашистской Германии – каждый пятый из них был нацистом. Фюрер приказал им взять Сталинград, и они обещали ему это… всего за неделю.
За семь дней фашистская армия должна была занять советский промышленный город, чьи предприятия выпускали военную продукцию, которая была жизненно необходима Красной Армии, и, конечно, получить доступ к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась нефть для фронтовых нужд. Но! Против планов Гитлера выступил советский Сталинградский фронт, созданный по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 года – за несколько дней до первого боя Сталинградской битвы.
17 июля возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами шестой немецкой армии. Сибиряки испытывали острую нехватку боеприпасов. Но только 23 августа немецкие танки сумели подойти к Сталинграду. Город горел, Волга была в огне, а на ней – искорёженные обломки разбитых барж, катеров, пароходов.
И вот по этому огню приказано переправляться на правый берег – к Мамаеву кургану. Трупы солдат лежали вперемешку – немцы, воевавшие за немцев румыны, красноармейцы. А когда сибиряки выполнили приказ и взяли Мамаев курган, в живых в каждом батальоне не набиралось и двух десятков солдат.
С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город – ежедневно в небо над ним поднимались до тысячи вражеских бомбардировщиков. К середине сентября немецкая армия прорвалась к центру города – теперь бои шли прямо на улицах. Фашисты всё больше усиливали атаку. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около миллиона бомб.
Две-три недели – и армии Гитлера покоряли страны Европы одну за другой. А в Сталинграде фашистам требовалось больше времени только для захвата одной улицы, одного дома!
Но к ноябрю почти весь город, несмотря на беспримерное сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги ещё удерживалась нашими войсками. При обороне Сталинграда погибли и были ранены более семисот тысяч советских солдат и офицеров. Фюреру бодро отрапортовали о взятии города… А рано!
Конечно, фашисты осознавали слабость своих флангов, но не предполагали, что советскому командованию удастся собрать нужное количество «свежих» войск. Разработкой наступательной операции «Уран», которая велась ещё с сентября, занимался наш победный маршал Жуков. В течение двух месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка. И вот 19 ноября бойцы Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление и за несколько дней окружили противника, сломив его отчаянное сопротивление, взяли в плен пять вражеских дивизий и разгромили семь.
Ещё неделю советские войска усиливали блокаду вокруг врага. Немецкая группа армий «Дон», сформированная германским командованием, чтобы снять эту блокаду, была разгромлена. Но фюрер не позволил своей любимой армии спастись из сталинградского котла. Сдающихся в плен Геббельс пугал по радио Сибирью.
Немцы отвергли ультиматум о прекращении сопротивления – и советские войска перешли к их уничтожению. Шестая была обречена. Солдаты Вермахта ложились мёртвыми на чужую, холодную-холодную землю… А морозы для здешних мест, и правда, были небывалыми – просто сибирскими!
Уже 9 ноября похолодало до минус 18. В ноябре и декабре 42-го температура нередко опускалась до минус 20-30, а со второй половины января порой доходила до минус 45. Таких холодов в Сталинграде не видели 140 лет! Советское командование использовало их для подтягивания резервов и подготовки той самой контрнаступательной операции, которая началась 19 ноября.
Удивительно, но именно в этот день температура неожиданно поднялась почти до нуля – и это тоже помогло первому успешному удару советских войск!
Лёд на Волге окончательно встал в середине декабря – сибиряки обороняющей город 62-й армии проложили по нему зимник и восстановили снабжение продовольствием, свежими силами, тяжёлым вооружением, боеприпасами и амуницией с левого берега. В отличие от немцев, наши бойцы были экипированы соответствующим образом – в шинели, ватные телогрейки, полушубки, валенки, тёплое бельё.
31 января 1943 года командующий группировкой немецких войск Паулюс сдался в плен. Два дня спустя – 2 февраля – была ликвидирована последняя вражеская группировка.
Так окончилась крупнейшая битва в истории человечества – Сталинградская. Она шла шесть с половиной месяцев и унесла жизни почти двух миллионов человек. Здесь решалась
судьба войны и мира – всех воюющих и завоёванных Гитлером стран. Здесь советский народ ответил на очень простой и страшный вопрос – жить ему или не нет.
И в самом пекле с первого до последнего дня Сталинградской операции сражались 62-я и 64-я армии, которые почти полностью состояли из сибиряков. В битве за Сталинград участвовали 33 сибирские соединения, а также авиационные и мотоциклетные полки и отдельные батальоны, сформированные в Сибири – 11 дивизий, бригад и 42 полка за победу на Волге были преобразованы в гвардейские.
Инга Видалова
NK-TV.COM