Когда-то всем известную Пасху праздновали кому как на душу ляжет. Но в 325 году римский император Константин Великий, перековавший себя и свою империю из язычников в христиане, решил пресечь это грешное шатание. Остальное было уже делом техники – созванный в Никее собор епископов, названный позже Первым Вселенским, утвердил единый для всех верующих день для повсеместного празднования Пасхи.
А вначале была Пасха страданий. Первые христиане отмечали её еженедельно: пятница становилась днём скорби, а воскресенье – днём ликования. Это была Тайная вечеря всех, кто уверовал в человеческое дитя, бывшее Божьим Сыном. И проходила она тайно, дабы не нарываться на лишние гонения. Это было на самой заре нашей эры – два тысячелетия назад!
Во II веке нашей эры появились Пасха крестная и Пасха воскресная. Это были отдельные церковные праздники, следующие раз в год один за другим – как и Христова смерть на кресте с Его последующим Воскресением.
И только в IV веке с лёгкой руки Константина Великого христианскую Пасху в известном нам виде стали праздновать официально. В общем, религии, рождённой сменой эпох, понадобились несколько столетий, чтобы окончательно «утвердиться».
Что же празднуют сегодня христиане всего мира? То, что Рождённый под Вифлеемской звездой примерно 1989 лет назад был предан и, приняв крестную муку, умер. Он воскрес на третий день, явившись сначала женщинам, потом ученикам, и спустился в мир мёртвых, чтобы освободить души людей.
Но ещё шесть тысяч лет назад матери Месопотамии рассказывали своим детям страшную сказку о чудесном воскресении Иштар, сумевшей выйти из подземного мира, чтобы жизнь на Земле продолжалась! К слову, английское и немецкое названия Пасхи – Easter и Oster – до сих пор сохранили древнюю языковую память об имени этой языческой богини, отвечавшей за плодородие, любовь и войну.
Цивилизация Древнего Египта тоже почитала свою «Иштар» – Исиду. А её муж Осирис был предан, убит, воскрешён и, став отцом нового Солнца (Хора), воссел на трон Загробного царства, чтобы быть Судией мёртвых и дать любому человеку надежду на вечную жизнь.
Да и пасхальный обычай красить яйца пришёл к нам из древности. Празднуя воскресение весенних полей после зимней смерти, люди приносили своим идолам хрупкие символы рождения новой жизни, на чьей скорлупе писали магические заклинания и робкие молитвы богам – об урожае, о счастье, о том, чтобы жить вечно. А из выстоявшегося и сгустившегося кислого молока, почти ставшего творогом, они пекли нежные сладкие пирамидки – похожие на наши творожные пасхи.
Так что у всех древних был свой Христос, жертвующий собой ради жизни, и своя Пасха, начинающая круг новых посевов, что будут новыми жатвами. И так каждую весну – сын Творца вновь и вновь принимает смертные муки, чтобы своим воскресением наставить человечество на истинный путь ну и пробудить землю для новых урожаев, конечно, а люди празднуют, радуются, надеются.
… Стоит только поднять глаза в звонкие от птичьих трелей апрельские небеса, прислушаться к песням сока внутри деревьев, носящих в себе нежную тяжесть будущей шумной листвы, улыбнуться началу весёлой весенней круговерти, ежегодно и вечно наполняющей гнёзда беспомощными птенцами. Мир воскрес! Будем жить!
Инга Видалова