Интернет издание NKTV.COM продолжает серию публикаций из книги Сергея Ермакова о музыкальной культуре нашего города «ПроРок в Родном Отечестве. История эстрадной культуры Новокузнецка 1960-2000»Сегодня продолжение нашего рассказа об известном новокузнецком музыканте Александре Евсюкове.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

Вспоминает Александр Евсюков: «В 1978 году перед вступительными экзаменами в Новокузнецкое музыкальное училище один из педагогов дирижёрско-хорового отделения рассказал мне (доверчивому абитуриенту) страшную и правдоподобную байку о невероятном конкурсе, сложностях при поступлении на теоретическое отделение и беспроблемном зачислении на дирижерско-хоровое с последующим переводом к

«теоретикам». В хоре всегда были нужны мужские голоса и туда брали всех подряд. Был бы человек, а петь научат. За год до поступления мне удалили гланды, и двоечница-практикантка Кемеровского медицинского института тщательно вычистила скальпелем всё, что можно в моей глотке, «пошинковав» заодно голосовые связки. Так что я был уже не тот звонкоголосый юноша, довольно прилично исполнявший Yesterday, Oh, Darling, Let it Be, а тенор хора музыкального училища с вокальными данными Винни-Пуха. (Не Евгений Павлович Леонов, творчество которого я очень уважаю, а озвученный им мультяшный персонаж.) Но смею заверить, в хоре я был далеко не худший. Далее последовали четыре года студенчества. Преподаватели преподавали, учащиеся учились. Кто-то действительно грыз гранит науки, всерьёз задумываясь о высоком и вечном,

о своём предназначении в безбрежном океане музыки. Другие оказались в училище случайно, по желанию родителей, совету знакомых или с мыслями: надо же, в конце концов, чем-нибудь заниматься, почему бы не этим. Такие, как правило, посещали занятия только ради диплома, чтобы в последующем всеми правдами и неправдами забраться как можно выше по карьерной лестнице и с высоты занимаемого положения указывать, что делать и в какую сторону должны бежать подчинённые, даже если там тупик. Но не будем о грустном, вернёмся к нашим баранам. Разговоры о моём переводе на теоретическое отделение оказались лишь разговорами, «разводом». Мне предстоялопо новой с восхищением познавать, что такое нотный стан, ноты, элементарная теория музыки, основы гармонии и т. п. От «таблицы умножения», если уместно такое сравнение, помаленьку мы начали подбираться к «алгоритмам», но этобыло значительно позже, на третьем-четвёртом курсах и весьма незначительными дозами. А пока для меня отдушиной были факультативы, которые вёл преподаватель теоретического отделения, композитор Валерий Александрович Анненков, выпускник Одесской консерватории, человек энциклопедических знаний в области теории музыки и композиции. После его смерти в 1996 году имя Валерия Анненкова, не считая двух-трёх заметок в местных газетах,

появилось лишь однажды – в биобиблиографическом указателе «Сливаясь с музыкой душою. О новокузнецких композиторах», составленном в 2016 году. Есть ряд вопросов к составителям… Ну да ладно. 

Четыре года в училище не столь и длительный срок, но дляменя этого оказалось вполне достаточно для того, чтобымногое переосмыслить, сделать определённые выводы.

Насколько бесценны для меня были все предшествующиегоды работы на музыкальном поприще и, как следствие,приобретённые практический опыт и теоретические знания, столь же неэффективным оказалось время, проведённое на большинстве лекций в училище. Определяющим в данном случае является «для меня». Квалификация моих педагоговздесь абсолютно ни при чём. Многие из них были грамотные, высокообразованные люди, добросовестно преподававшие то, что было предписано утверждённой учебной программой. Выпускники дирижерско-хорового отделения получили право учить музыке школьников. А хочешь преподавать специализацию в

музучилище, тогда закончи консерваторию по классу хорового дирижирования,

хотя бы заочно. Про теорию и композицию вообще забудь или же начни всё сначала на теоретическом (об этом я уже говорил). Хочешь получить диплом высшего «культурного» образования, даже не имея какой-либо мало-мальски специальной подготовки, отучись в институте культуры (опять же хотя бы заочно). Но ведь образование и образованность далеко не одно и то же!.. В конце концов, если тебя всё это не устраивает, не морочь голову себе и окружающим, иди на любое производство: рабочие руки везде нужны. Не хочешь бросать музыку, занимайся ею в свободное от работы время, что я собственно и сделал, с той лишь разницей, что после армии работал машинистом турбинного цеха Кузнецкой ТЭЦ, а после музучилища – подземным горнорабочим на шахте «Большевик». С 1989 по 1991 год работал в строительно-монтажном кооперативе бетонщиком, каменщиком, сварщиком, «подай патроны» и даже управлял колёсным краном. Живи не хочу! Но было ещё то, чем постоянно занимался, начиная с 1963 года, – музыка. Был

пример Пола: его первый сольный альбом McCartney, выпущенный в апреле 1970

года, который он записал на четырёхдорожечный магнитофон, спев и сыграв за всех один. Мои первые эксперименты в этом направлении начались ещё в самом начале семидесятых. Честно говоря, публичные выступления меня особо никогда не привлекали. И если бы тогда у меня (или у нас) была своя студия записи, я, наверно, не играл бы ни на танцах, ни в ресторанах, а писал музыку для концертного исполнения или частного прослушивания».

Фото на аватарке: ВИА «Зефир». Сергей КотенкоАлександр

Евсюков, Володя Котенко, 1970-е гг.

Фотографии из личной коллекции Александра Евсюкова

Продолжение следует …

Сергей Ермаков 

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Поправки в областной бюджет

Областные парламентарии внесли изменения в областной бюджет, а также в региональный закон …