Эти слова народной артистки СССР, лауреата Сталинской и Ленинской премий Веры Пашенной,блиставшей на московской сцене ещё в 1907 году, лично для меня «сделали» приезд Малого театра в Новокузнецк. Забегая вперёд скажу: всё, и правда, было отлично видно, слышно, понятно! И очень-очень приятно… Такое ощущение, что тебе хорошо и уютно, возникает, когда рассматриваешь подлинники Айвазовского и Левитана, например, или слушаешь Чайковского, или пьёшь на бабушкиной даче чай с малиновым вареньем, укутавшись пушистым пледом. К слову, имя театральной легенды, которую на встрече с новокузнецкими журналистами вспомнила актриса Алёна Колесникова (она играет в «Красавце мужчине»), всплыло совсем не случайно. Вера Николаевна служила Малому театру более полувека, воспитала многих прекрасных актёров, а они – нынешних Ларис Огудаловых и Сусанн Сергеевн Лундышевых.
Спектакли самого крупного в мире Государственного академического Малого театра, ведущего свою историю аж с середины XVIII века, в Новокузнецк попали благодаря «Большим гастролям» – федеральной программе, котораяуже больше пяти лет знакомит новокузнецких зрителей с лучшими театрами страны. Правда, Малый в нынешнем году должен был «достаться» областному центру, но Минкульт Кузбасса постановил: зрители южной столицы этого тоже достойны.
И вот огромные фуры, прикатившие внушительные декорации, спрятались в тенёчке за Новокузнецким драматическим театром, а служители Мельпомены из златоглавой на четыре дня обжили его Большую сцену. Причём вместе с артистами, задействованными в спектаклях «Красавец мужчина» и «Волки и овцы» (и не какого-то там десятого, а самого что ни на есть основного состава), в Новокузнецк приехали костюмеры, гримёры, монтировщики, осветители – всего около 80 человек.
«Мы любим бывать в регионах, здесь у людей совсем другие лица. Мы даже специально сюда приезжаем, чтобы набирать талантливых студентов», – признаётсязаслуженный артист России Дмитрий Кознов. Как и многие актёры Малого академического, он преподаёт в «Щепке», старейшем в Москве Высшем театральном училище имени Щепкина, который всегда находился «при своём» театре.
Ну а кроме поездок по стране «за студентами» и с гастролями, целые составы театра, руководимого народным артистом СССР Юрием Соломиным, ежемесячно летают в Когалым, расположенный в Ханты-Мансийском автономном округе, где у Малого открыт филиал. Так что с сибирскими природой, погодой и внимательными, искренними зрителями-сибиряками, все артисты хорошо знакомы.
И всё-таки тёплый приём, которым Кузбасс и Новокузнецквстречают Малый государственный академический, приятно удивляет актёров. Ещё бы! На улице – летняя жара. А в прохладном зале – жаркие аплодисменты.
Очень кстати вспомнившая Веру Пашенную актриса Алёна Колесникова уверяет: в Малом не делают разницы идёт ли спектакль на московской сцене, на когалымской или новокузнецкой, каждый раз оставляя публике кусочек своего сердца.
Но почему для «Больших гастролей» Малого театра в Новокузнецке был выбран именно Островский? На этот вопрос предельно просто отвечает директор Новокузнецкого драматического театра Валерия Пурпутиди: «При выборе того или иного спектакля мы стараемся передать нашим зрителям самую суть приехавшего с гастролями театра». Правда, такая постановка должна ещё и «встать» на местную сцену. Но тут Новокузнецкому драматическому повезло – на наших сценах можно сыграть любой спектакль.
А то, что Малый академический и Островский неотделимы друг от друга, нет никаких сомнений. Великий русский драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены именно в Малом театре. Александр Николаевич сам читал свои пьесы актёрам и лично проводил репетиции, определяя характер исполнения. Не зря же ещё при жизни классика Малый стали называть «Домом Островского»!
«Я провожал в последний путь бабушек и дедушек, которые лично знали Александра Николаевича, – рассказывает заслуженный артист России Дмитрий Кознов, – И хотя он создавал свои произведения больше 150 лет назад, они и сегодня дают ответы на все вопросы, да и герои Островского остаются удивительно живыми и понятными.Я считаю, что-то в этих пьесах менять, а тем более подменять их смысл – это преступление».
И действительно! Малый театр и в XXI веке играет Островского практически так же, как в «советском» XX и в «родном» для самого Александра Николаевича XIX. Даже оркестр в перерывах между сценами звучит! Режиссёры Малого не переодевают актёров, а те не бегают по сцене в «постмодернистской горячке», на сцене не используются мультимедиа – там расположены вполне респектабельные декорации в духе времени, в котором жил Островский.
… Может, поэтому на спектакли Малого пришла, в основном, публика среднего возраста? Впрочем, все четыре дня федеральных «Больших гастролей» зал был полон и ложи блистали. А отзывчивые новокузнецкие зрители, как всегда, рукоплескали стоя. И долго не отпускалиполюбившихся артистов. А те с явным удовольствием «не отпускались».
Напоследок народный артист России Валерий Бабятинский(он исполнял роль Лыняева в «Волках и овцах») даже взял слово, чтобы рассказать новокузнечанам о любимом театре, которому служит уже 60 лет!
Инна Ким