Июль 1942-го. Трудно, невесело. Красная Армия вынуждена отступать. Фашисты находятся в опасных 150 километрах от Москвы, Ленинград в жестокой блокаде, а на юге потерян Севастополь и эвакуировать никого не удалось. Казалось, сделано всё необходимое, но враг прорывает фронт и захватывает Северный Кавказ, рвётся к Волге. О том тревожном времени поэт Александр Твардовский ёмко, горько напишет: «Этот месяц был страшен, всё было на кону». 17 июля начинается оборона Сталинграда. 28 июля издан приказ №227 «Ни шага назад!». Отныне паникёров, трусов, дезертиров, самовольно оставивших позиции, приказано расстреливать на месте. Иначе – потеряем Родину!
А в далёком тыловом Сталинске – нынешнем Новокузнецке – июльская жара. Под забором облетает шиповник, и тяжёлые ворсистые шмели, копошась на жёлтых серединках, деловито, как младенцы, сосут нектар. Над берегами дрожит марево нежного тумана, – и вдруг (в речной воде под обрывом) сверкает быстрый серебристый рыбий промельк. Пахнет тепло и сладко: парным молоком, травой, землёй. Всё жужжит, чирикает, свиристит, шуршит и квакает – лето! И летящий в небе летний мир гудит густым и жёлтым солнечным звоном.
… В июле 1942-го в Сталинске шло формирование двух кузбасских полков, вошедших в состав 150-й стрелковойдивизии сибиряков-добровольцев. Тогда добровольцами на фронт ушли 1500 сталинчан, воевавших в составе 6-го Сибирского добровольческого корпуса, который «за массовый героизм и самоотверженность воинов, проявленные в боях зимой 1942-1943 годов», был удостоен звания 22-й Гвардейской дивизии.
Даже оснащение воинских частей боевой техникой тоже производилось за счёт «местных ресурсов и средств трудящихся». А среди добровольцев, на три четверти бывших совсем молодыми парнями и девушками, бить фашистов по собственному желанию из нашего города отправились председатель Сталинского горисполкома Терентьев, редактор сталинской городской газеты «Большевистская сталь» Доронин и Вера Соломина. Она была санинструктором, спасала раненных, но в одном из боёв, когда был убит командир роты, отважная Вера сама подняла бойцов в атаку.
Первое боевой крещение ребята из Сталинска приняли в ноябре 1942-го под городом Белым, юго-западнее Ржева. Вапреле 1943-го дивизия была переименована в 22-ю гвардейскую стрелковую дивизию сибиряков-гвардейцев. 11 июля 1943 года 22-й дивизии вручили боевое Гвардейское знамя. За освобождение Ельни Верховный Главнокомандующий объявил личную благодарность всему личному составу. А за освобождение Риги она получила наименование Рижской. Была награждена орденами Красного Знамени, Суворова и Богдана Хмельницкого.
Свой боевой путь сталинчане закончили участием в разгроме Курляндской
группировки вражеских войск. Дивизией было пройдено 2700 км, потеряно
около 10 тысяч человек. Более 14 тысяч её бойцов и командиров награждены
орденами и медалями. 26 лучших воинов участвовали в Параде Победы 1945-го, во время которого столица освобождённой от фашистов Родины пять раз салютовала в честь сибиряков-гвардейцев.
А в 1975 году – когда вся страна со слезами на глазах праздновала 30-летнюю годовщину Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками – в Куйбышевском районе Новокузнецка появилась улица Сибиряков-Гвардейцев, названная так на долгую память о погибших и вернувшихся домой бойцов геройскойдобровольческой дивизии.
Инга Видалова