Летом 1967 года 24-летний учитель географии из Новокузнецка сделал в Кузнецком Алатау открытие, которое вошло в мировую историю гляциологии – науки о природных льдах. И потом в течение полутора десятков лет исследователь пропадал в кузбасских горах, упорно изучая местные снежные скопления. Он буквально перебрал их все по одному, доказав, что они являются ледниками, причём самыми южными и самыми низкими в мире. Это был колоссальный труд – не всякому учёному по плечу. Но даже фамилия у первооткрывателя из нашего города была соответствующая: шпинь – шип, стержень, применяемый для скрепы!
ВЛЮБИЛСЯ В ГОРЫ ЕЩЁ ШКОЛЬНИКОМ
Наш земляк Пётр Шпинь влюбился в горы ещё школьником, а после школы водил в многодневные походы таких же любителей туризма. Это было начало 1960-х, когда молодёжь СССР повально увлекалась туристской романтикой! В 20 лет студент разработал значок спортивного туриста. В 24 года учитель географии стал первооткрывателем современного оледенения Кузнецкого Алатау, наличие которого гляциологами отрицалось и, соответственно, не изучалось.
А через год молодого исследователя, сделавшего уникальное открытие в гляциологии, широко известное не только в России, но и за её пределами, пригласили на естественно-географический факультет Новокузнецкого педагогического института. И каждое лето он вместе со своими студентами отправлялся в Кузнецкий Алатау!
Этот горный хребет расположен на юге Западной Сибири, всего в 60 км от кузбасского городка Междуреченска. «Алатау» переводится как «пёстрые горы». Они и впрямь пёстрые – в смысле разнообразия.
Здесь обитают сотни видов редких животных, птиц, насекомых, растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Здесь нагуливает летний жирок самая крупная южная популяция северных оленей, которые любят отдыхать в жару на местных снежниках. Здесь «текут» каменные реки-курумники.
Состоят они из окатанных каменных валунов разной величины и под воздействием собственной тяжести постепенно смещаются по склонам гор вниз. Зрелище это удивительное! Как образовались – загадка. Возможно, на этих местах раньше были ледники.
Здесь всё вместе – и тайга, и горная тундра, и прекрасно сохранившиеся самые низкие на Земле ледники, и альпийские вершины. В общем, Кузнецкий Алатау – это живой учебник географии. Ничего похожего в Сибири, а то и на Земле просто нет.
Само расположение горного хребта способствует накоплению влаги и беспримерно большому количеству осадков. Летом это сплошной почти дождь, а зимой – сплошной почти снегопад. Снега выпадает столько, что он достигает двух с половиной метров, не успевая таять даже летом, а суровые зимы лишь способствуют сохранению ледово-снежных масс!
ПЁТР I АЛАТАУСКИЙ
Новокузнецкий учёный Пётр Степанович Шпинь обнаружил в горах Кузнецкого Алатау более сотни ледников и долгоживущих снежников. Причём их научное исследование приносило практическое значение. Например, изучение снего-лавиноопасных участков позволяло предупреждать о сходе лавин в определённых районах.
Кроме того, Шпинь разработал методику многолетних прогнозов максимальных паводков и наводнений бассейна реки Томи. Также им было обследовано более 250 горно-ледниковых озёр Кузнецкого Алатау с целью использования чистейшей горной воды в водоснабжении городов Кузбасса».
А ещё Пётр Степанович писал замечательные стихи, пел, играл на гитаре, занимался живописью, а в последнее время увлёкся созданием эстампов. Студенты его боготворили. Однажды во время очередной полевой экспедиции устроили его шутливую «короноцию» под именем Петра IАлатауского.
Гляциолог так любил ледники и снежники Кузнецкого Алатау, что они с женой Валентиной назвали младшую дочку Снежаной. В первый раз в горах девочка оказалась в шестимесячном возрасте, а старшего сына Павла отец брал с собой в Кузнецкий Алатау с трёх лет!
Заброска проходила на грузовиках…
… и даже на вертолётах.
База находилась в посёлке Серебряном. Там в долине у подножия горы было разбросано несколько старых домишек геологоразведки. Один из них занимали экспедиции геофакаНГПИ.
Из посёлка на ледники поднимались уже пешком. Нередко по пути наверх приходилось переходить вброд бурные горные реки – вода доставала до пояса. Пётр Шпинь со своими студентами тащили на себе приборы, замеряли и записывали их показания, работали на метеостанции.
Жена учёного всегда и во всём помогала мужу. Она была учительницей географии в школе, и все летние каникулы сопровождала Петра Степановича в экспедициях.
НАУКА СТАЛА НЕ НУЖНА
Пётр Шпинь участвовал во многих международных симпозиумах. Его монография, единственная за всю историю геофака НГПИ, была опубликована под грифом Академии наук СССР. Но наступили 1990-е, и исследования гляциолога, да и сама гляциология отошли даже не на второй, а на двухсотый план! Свою последнюю экспедицию в 1991 году Пётр Степанович проводил уже на собственные средства – он был учёным и не умел находить спонсоров. А жизни без научно-исследовательской деятельности не представлял.
Новокузнецкий гляциолог с мировым именем Пётр Шпинь всю жизнь посвятил изучению ледников Кузнецкого Алатау. Он работал по-настоящему самоотверженно – и не ради денег и положения, а на благо государства! И вдруг его работа оказалась абсолютно никому не нужна. Он очень мучился, не находил себе места. Возможно, это и стало причиной его трагически раннего ухода из жизни.
Он принимал всё слишком близко к сердцу, много переживал. Вот сердце и не выдержало! В 1995 году Пётр Шпинь умер от инфаркта. Ему было всего 52 года.
… А Кузнецкий Алатау про-прежнему хранит свои тайны! Так, невзирая на глобальное потепление, знаменитый красавец Караташский ледник, один из главных объектов изучения Петра Степановича, чувствует себя прекрасно и абсолютно не собирается таять.
Инна Ким