В Протоколе заседания Правления ОАО «РЖД» «О внесении изменений во Временные определения очередности перевозок грузов, утвержденные решением правления ОАО «РЖД» от 10 марта 2022 г. (протокол № 11 в редакции протокола № 28 от 23 мая 2022 г.), где прописано движение угольных потоков из Кемеровской области, Тувы и Хакасии нет марок угля, который добывается в Хаскасии.
Пока хакасские СМИ рассказывали о том, что Президент Владимир Путин согласился «закрепить в приоритетном порядке» дополнительный вывоз 9 млн т угольных грузов по железной дороге в восточном направлении из Хакасии, Бурятии и Тувы в 2022 году, представители других регионов продолжали заниматься технической работой, как например губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, обхаживавший кабинеты в столице. Об этом рассказал заместитель директора «Разреза Аршановский», депутат Верховного Совета Хакасии Игорь Пономаренко. По его словам, была проделана большая работа — составлены обоснованные обращения к правительству России с просьбой увеличить лимиты вывоза из Хакасии угля по РЖД. Предварительно просьбы одобрили. И началось движение по оформлению. В итоге, 3 июля был получен Протокол заседания Правления ОАО «РЖД», где в том числе указаны и коды тех углей, которые будут возить по РЖД. Но прописанных в документе марок углей в Хакасии нет. Таким образом, Хакасские угольщики уходят в провал. Региональному бюджету остается делать ставки на развитие туризма и сельского хозяйства. Из-за головотяпства хакасских чиновников кузбасский уголь получил некоторые преимущества, но возможность отпихнуть конкурентов на БАМе и Трансибе еще не гарантия отгрузки угля покупателям.
Из-за санкций переориентация на азиатские рынки из задач на перспективу стала вопросом первоочередной важности для многих российских экспортёров. Сделать это оказалось не так просто, серьёзной помехой возникли логистические проблемы. При этом стоит разделить морские и наземные перевозки. В каждой из отраслей есть свои проблемы. У России полностью отсутствует собственный балкерный флот. Достаточно судовладельцам ввести ограничения по заходу судов, и все угольные компании, ориентированные на экспорт, полностью потеряют единственный выход на восточные рынки. Так что не понятно, какой из регионов останется в выигрыше: Хакасия, которая сегодня в условиях пошатнувшейся, но еще достаточно устойчивой экономики вынуждена учиться жить без угольных денег, или Кузбасс, который пока обошел соседей в железнодорожных квотах, и который по-прежнему стремится увеличивать рынок сбыта угля. За первые пять месяцев текущего года для отечественных потребителей предприятиями угольной отрасли Кузбасса было поставлено 25 млн тонн угля, что незначительно (на 0,2 млн тонн) больше уровня 2021 года. О положительной динамике развития в Кемеровской области неугольных отраслей сообщений нет.
Светлана Зеленина