Целый «шкаф» необычных «Шинелей» распахнётся перед новокузнечанами в ближайший четверг. Сразу три спектакля про нарицательно-знаменитого Акакия Акакиевича Башмачкина будут показаны в этот день на сцене нашего Новокузнецкого драматического театра. Речь идёт о той самой гоголевской «Шинели», из которой – по крылатому выражению – вышли мы все. Хотите посмотреть?
Свою «Шинель» – если честно, не очень похожую на повесть классика, которую все вышедшие из этой «Шинели» мы читали в школе, – в Новокузнецк привёз Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», чья история началась ещё в 1930 году. Правда, тогда – и долгое время потом – он был Краевым Западно-Сибирским театром юного зрителя. Но к XXI столетию бывший ТЮЗ стал «театром для всех поколений», а в 1993 году даже получил новое название – «старое доброе», ещё шекспировское. Причём это гордое имя – «Глобус» – театру своего детства и юности выбрали сами жители.
К слову, новосибирцев у нас в городе неплохо знают и с удовольствием ходят на спектакли, которые те привозят. Не стал исключением и нынешний приезд «Глобуса». Как только о нём стало известно, новокузнецкие театралы сразу начали раскупать билеты.
И для этого есть множество причин! Например, такая: приехавшая к нам «Шинель» – это постановка Ивана Орлова, благодаря которому два года назад в Новокузнецком драматическом театре появился очень симпатичный спектакль «Мальчики» по одноимённой пьесе советского драматурга Виктора Розова, написанной им по знаменитому роману нежно любимого всеми школьными учительницами русского языка и литературы Фёдора Достоевского.
Так что молодой режиссёр замахнулся ещё на одно произведение из школьного учебника! А дело было так… Спектакль по повести Николая Гоголя создавался специально для реализации федеральной программы «Пушкинская карта», а «сверху» особо рекомендовали включать в репертуар побольше произведений из школьной программы.
И поэтому тотчас после премьерного показа, состоявшегося прошлогодней осенью, новый спектакль «Глобуса» начал активно гастролировать по Новосибирской области и даже выезжать в школы Новосибирска… Ну прямо на урок! Тем более что возрастной ценз на «Шинель» – 12+. Наши дети в это время как раз Гоголя изучают!
Между прочим, эта постановка реализована с использованием гранта, предоставленного Российским фондом культуры. Правда, «Шинель» Орлова и «Глобуса» – всё-таки не совсем тот «канцелярский анекдот» о бедном чиновнике, который вдохновил Николая Васильевича буквально на создание образа «маленького человека», который стал чуть ли не главным открытием русской литературы XIX века, не потерявшим своей актуальности и в веке XXI.
По признанию режиссёра, его, Ивана Орлова, и постановочную группу в лице художника Никиты Афанасьева, художника по свету Елены Алексеевой, балетмейстера Михаила Глущенко, а также артистов Ивана Зрячева, Владислава Огнева, Никиты Зайцева, Станислава Скакунова и Элины Зябловой, скорее, вдохновили и творчески зарядили гоголевские «Петербургские повести». А в этих повестях «иррациональное, фантасмагорическое начало, связанное с человеческой трагедией, будто разламывает реальность и пространство, и абсурд выходит на поверхность».
«Игра, в которую Гоголь играет с читателем, позволяет нам сохранять атмосферу дурачества, – делится Иван, – Но только это дурачества на очень серьёзные, волнующие нас темы. Ведь ядром сюжета является история человека, который потерял самое дорогое для себя и не может с этим смириться».
Может, поэтому шинель в спектакле «Глобуса» – не просто вожделенный предмет одежды? А красивая, милая, любимая… женщина! Только её тепло в состоянии согреть большую душу «маленького человека».
Ещё одна любопытная находка! Основным местом действия «Шинели» становится департамент, который занимается исследованием жизни Акакия Акакиевича с момента его рождения и буллинга со стороны сослуживцев до трагедии и попытки обрести потерянное.
… Эффектная лаконичность декораций и атмосферные видеопроекции. Трагедия одиночества и парадоксальная комичность. Гоголевский смех сквозь слёзы и типичные для современных подростков ситуации. Лиричный символизм и абсурд. Реальность и мистика. Вот такой получился «чёрный анекдот», в жанре которого и была поставлена «глобусовская» «Шинель», не дающая зрителям «выйти в пафос», но заставляющая задуматься.
Ну а насколько подобная трактовка может заинтересовать и взволновать наших детей, да и взрослых, мы увидим уже 2-го марта в нашем драматическом театре!
Инга Видалова