Рост уровня потребления коксующегося угля будет вызван переходом на электромобили и ветрогенераторы, уверены специалисты.
Заметный рост производства стали, а за ним и потребления коксующегося угля в мире к 2040–2050 годам спрогнозировали Wood Mackenzie и AME Research. Он будет связан с энергопереходом. По их расчетам мировое производство стали увеличится на 22%, с 1,8 млрд тонн в 2022 году до 2,2 млрд тонн к 2050 году. Спрос на коксующийся уголь должен расти быстрее — с 327 млн тонн в 2022 году до 548 млн тонн в 2040 году, плюс 68%. По данным Всемирной ассоциации производителей стали, на каждый электромобиль требуется 0,90 т стали, для производства которой необходимы 0,69 тонн коксующегося угля. А производство средней ветряной турбины предполагает уже использование сразу 285 тонн стали и 220 тонн коксующегося угля.
Учитывая, что 43-45 % добываемых в Кузбассе углей идёт на коксование, рассчитывать на то, что в регионе произойдет переход от добычи угля на другие сферы производства, не приходится.
Немного статистики от министерства угольной промышленности Кузбасса: на 01.01.2022 г. в Кузбассе работало 152 угледобывающих и перерабатывающих предприятий. Из 39 шахт коксующийся уголь добывают 21, из 57 разрезов добывающих коксующийся уголь 8 предприятий, добывающих коксующийся уголь + энергетический уголь 10 предприятий. В общероссийской добыче доля ценных коксующихся марок угля составляет 70%. Согласно прогнозам, ресурсы каменного угля Кузнецкого бассейна оцениваются в 302,61 млрд тонн. Балансовые запасы составляют 68,4 млрд тонн. Передано в недропользование 21,9 млрд тонн (32%). Из них по категориям А+В+С1 – 20,9 млрд тонн: коксующихся углей – 11,1 млрд тонн, энергетических углей – 9,8 млрд тонн.
Между тем, снижение спроса на энергетические марки угля способно спровоцировать в регионе серьезных кризис, связанный с закрытием предприятий. О том, чтобы этого не допустить, руководителям региона надо задумываться уже сегодня. Одно из направлений неугольного бизнеса могло бы быть связано с рекультивацией нарушенных земель и переработкой угольных терриконов. Есть технологии, позволяющие извлекать из отвалов соединения цветных, рассеянных, редкоземельных металлов, обезвреживать и обеспечивать безопасное хранение мышьяка и ртути. Эксперты в 2005 году посчитали, что глубокая переработка среднего террикона Донбасса позволяла получать прибыль до 100 млн рублей при затратах на прядок ниже. Но в Кузбассе проще зарабатывать на добыче, чем на переработке отходов. Потому регион обрастает пылящими, дымящими и отравляющими все вокруг отвалами. А ведь сейчас самое время начинать развивать отходоперерабатывающую промышленность. Причем начинать надо с подготовки кадров. Иначе завтра мы столкнемся с тем, что отвалов много, безработных много, а перерабатывать их некому.
Светлана Зеленина
Фото