!
Ровно 75 лет назад наша страна отпраздновала самый первый День шахтёра – главный праздник Кузбасса! Считается, что богатства Кузнецкого угольного бассейна открыл рудознатец Михайла Волков в 1721 году – когда в Горелой горе рядом с современным Кемерово нашёл пласт каменного угля и составил соответствующее «доношение» начальству.
Однако существует версия, что первооткрывателем Кузбасса был состоявший на службе у Петра I археолог, ботаник и медик Даниэль Мессершмидт, который во время экспедиции по Сибири обнаружил угольный пласт в Огнедышащей горе под городом Кузнецком. Только кто из них был первым – казачий сын или немецкий исследователь – не так уж и важно. Уголь они обнаружили. Сведения об этом «куда надо» отправили… И все в огромной Российской империи благополучно забыли о местных угольных пластах больше чем на сто лет!
В 1842 году выдающийся русский геолог и географ Пётр Александрович Чихачев оказался в Кузнецкой котловине, которая к тому времени была вообще очень слабо изучена. Подробный отчёт о своих исследованиях и открытиях он опубликовал в Париже.
Написанный на французском языке труд назывался «Научное путешествие в Восточный Алтай и в места, прилегающие к китайской границе». Именно в нём впервые появилось имя нашего края – Кузнецкий угольный бассейн. Более того – Пётр Александрович составил и опубликовал первую геологическую карту богатств Кузбасса.
Только и этого оказалось мало – окончательно и бесповоротно открытый кузбасский уголёк стали добывать только спустя 70 лет – когда в 1912 году кабинет Его Императорского Величества продал акционерному обществу французских, немецких и бельгийских банкиров Абашевские, Крапивинские и Анжерские копи, Кольчугинский, Прокопьевский, Киселёвский и Тельбесский рудники, а также Гурьевский металлургический завод.
Акционерные общества с участием государства или его представителей не были редкостью в нашей стране начала прошлого века. Вот и председателем правления франко-немецко-бельгийского предприятия, названного в честь каменноугольных копей Кузнецкого бассейна, стал российский сенатор Владимир Фёдорович Трепов, известный своей близостью к царю.
А на место главного инженера Копикуза был приглашён талантливый русский горный инженер Иосиф Иосифович Федорович, ставший одним из основателей кузбасской горно-металлургической отрасли и горноспасательного дела в России. Он убеждал акционеров не скупиться на зарплату специалистам, а специалистов соблазнял размахом и самостоятельной работой в новых краях.
Не забывал Федорович и о рабочих. На Кольчугинский рудник он привез из Донбасса 300 шахтеров, отобрал их лично, всех знал по имени, каждому выделил корову, свинью и кредит на строительство дома. Широко строилось жилье для горного надзора, учителей и фельдшеров, а также казармы для рабочих и бараки для военнопленных, которые в 1916 году составляли половину местных работяг.
Сразу после геологоразведки, которая подтвердила самые смелые предположения насчёт местных залежей угля, Копикуз построил железную дорогу от Юрги до Кольчугино с веткой на Кемеровский рудник – о такой в наших дремучих таёжных краях и слыхом не слыхали. Началось сооружение Кемеровского коксохимзавода, намечалось освоение Ерунаковского месторождения.
В 1917 году права Копикуза на угледобычу подтвердило Временное правительство – Иосиф Иосифович нашёл там бывших своих однокурсников и убедил их взять предприятие под защиту. Федорович не допустил забастовок, сам повысил оплату труда. Более того! Угледобыча на копях Кузнецкого бассейна возросла на 46%.
Не прекращалась она и после Октябрьской революции – копикузовцы в лице главного инженера довольно активно и взаимовыгодно сотрудничали с Советами. Уголь вывозили даже во время гражданской войны – Колчак, под которым был тогдашний Кузбасс, тоже не возражал против деятельности франко-немецко-бельгийского акционерного общества.
Но в 1920 году, сразу же после окончательного поражения колчаковцев, оно всё-таки было национализировано – угольные предприятия перешли в собственность государства. А Федорович, побыв заведующим Горнотехническим отделом Сибугля в течение полугода, продал своё имущество – лошадей, двухколёсник на резиновых шинах, американские сани, два английских и одно казачье седло, а также дамский велосипед – и вместе с женой Еленой Николаевной отбыл по вызову в Москву.
Учредители Копикуза должны были хозяйничать в наших краях вплоть до 1972 года – им предоставлялось монопольное право угледобычи на 176 тысячах квадратных километров тогдашней Томской губернии, куда входил и наш город. Они собирались создать в наших краях мощный топливно-энергетический комплекс и планировали сделать Кузбасс для Урала и Сибири тем же, чем был Донбасс для европейской части страны. Так оно, в общем-то, и вышло – только уже у Союза Советских социалистических республик.
31 августа 1935 года простой рабочий парень Алексей Стаханов перевыполнил норму добычи угля почти в 15 раз. Трудовой подвиг советского горняка получил широкую огласку, стахановцы появлялись в стране каждый день, стахановское движение только росло. Так что советские горняки могли ещё в конце 1930-х получить собственный праздник, но тут началась война.
А спустя два года после её окончания – в 1947 году – советские министры официально утвердили День шахтёра. И 75 лет назад – 29 августа 1948 года – его отпраздновали впервые. Так что с юбилеем нас!
Инга Видалова