А на выставке «Взгляд за горизонт», открытой в Новокузнецком музее, уж простите за тавтологию, просто глаза разбегаются. Но сердце-то безошибочно частит и вдруг на мгновение замирает – когда ты останавливаешься напротив произведения, которое попадает именно в тебя.

В каждого – свои попадания. Например, мне становится тревожно и нежно – а вместе с тем удивительно тепло – при виде «Ветвей» Любови Альниковой. Осень на её диптихе, – выполненном в технике горячей эмали, – необычайно трепетная, светло-печальная. Как упавший осенний лист. Ещё в зелёную пятнышку, но уже жёлтый и даже коричневый. А если дёрнуть за нитку его запаха – во рту отчётливо горчит. 

Наши следы на Земле не долговечнее нежных печатей, которые оставляют быстрые детские ноги на траве: проведёт налетевший ветер задумчивою рукою, – и снова только гладко сложившиеся травинки. Вот из-под стреляющего солнечными зайчиками сахарного сугробца лезут фиолетовые звёзды кандыков. Землю покрывает ликующее разноцветье и разнотравье. Сыплются осенние листья – они все коричневато-жёлтые, в старушечьих пигментных пятнах. Вырастают высокие снежные шапки.

В общем, природа снова оживает – и опять умирает. А дети играют!

Такие, как это розовощёкое дитя с картины Сергея Шаталова «Зима в деревне». Родное бесхитростное чудо: всё вокруг белым-бело из-за мягких сахарных облаков уютного снега, первозданность которого слегка оттенена свежей цепочкой смешных птичьих следов. Можно подобрать под заснеженным деревом сломанную веточку и нарисовать такую же славную лапку: три луча-чёрточки, расходящиеся из одной точки, – точно крошечное распятие времени.

В деревне хорошо! Сладко пахнет весёлыми снежками и тихо-тихо – особенной зимней тишиной. Но мы-то с вами знаем: зима уже начала прибывать светом, рождая в глубине деревьев, стоящих в укутанных сказочно вспыхивающими снежными шубами лесах, ещё совсем слабое (первое!) шевеление сока весны.

А в городе с ледяных ворсинок неба безостановочно струится колкое мерцанье. Это даже не снег, а какая-то царапающая снежная пыль. Мороз становится всё ощутимее. По вечерней улице торопливо плывут сияющие облака человеческих дыханий – прохожие с ёлками подмышкой торопятся в тепло своих домов.

Один «Дедушка» припозднился – герой картины Анатолия Брызгунова ждёт автобус, подкармливая шуструю семейку воробьёв. Посмотрите, как он улыбается! Явно предвкушает радость маленького внука, который оседлает его подарок. 

Трогательная «Колыбельная» Елены Зерфус, экспрессивные «Сумерки» и «Утро» Екатерины Чепис, напряжённо-драматичные произведения Ильи Ключникова, интеллектуальные натюрморты Вадима Спесивцева, отчаянное, тёмное, трагичное Евангелие от Сергея Шаталова – на выставке «Взгляд за горизонт» множество замечательных работ. Живопись маслом, акварель и графика, офорт и горячая эмаль, ювелирное искусство и берестяная пластика, гобелен, керамика и батик, в основном, выполненные за последние пять лет и являющиеся собственностью авторов, – и в каждой работе заключён собственный мир!

Может, вас покорят «Осенний день и утро на реке» Анатолия Храброго. А они, и правда, удивительные! Ярко-радостные, узнаваемые, родные, почти бытовые для нас. Обычный скромный речной берег – выбеленная солнцем шершавая галька, карамельно-сочные кустики травы. Обычный берёзовый лес, по колени утонувший в красном золоте упавшей листвы. Живопись новокузнечанина говорит простые, понятные, тихие вещи: мы их любим, мы к ним привыкли, они утешают нас и радуют.

А может, вы остановитесь перед питерскими зарисовками Александра Архиповского.

Или перед серией «Клён» Любови Альниковой. Перед эмоциональной живописью Александра Гаврилова. Перед искусной и искушающей графико1 Натальи Спесивцевой. Перед сказочно-яркими полотнами Анатолия Думлера.

Ну а моё сердце сердце расцветает, когда я любуюсь акварельной «Весной» Елены Гавриловой.  Мир меняется быстро, пугающе. В нём больше нет тишины. Всё нежное, чистое, беспомощное комкается, грязнится, приходит в движение. И исчезает. А в окно – тихо-тихо, чтобы, не дай бог, никто не услышал, – стучит перепуганная капель, неумело притворяющаяся дождём.

Да и какой из неё дождь, скажите, пожалуйста! Это просто слёзы снега, упавшего ещё зимой, когда всё было ярким, белым, радостным, а дети с сияющими горячими красными звёздами на щеках изменяли пространство и время, лепя снеговиков в святой детской вере, что те никогда не растают. И вот они таят, становясь тёмно-серыми, тяжёлыми и сырыми. И тает снег, упокоившийся в сугробах. И таит каждая сосулька на крыше, заключившая в себе собственное ослепительное солнце.

Совсем скоро снега не останется – один дождь. Сначала он тщательно очистит землю от зимы, а потом продолжит идти просто так.

Почему-то от этого так красиво и грустно – как от триптиха Елены Башариной «Жизнь и смерть ласточки».

Но зачем грустить, когда такой апрель на свете! Он с утра до вечера, без передышки, крутит своё захватывающее кино. Не успеем оглянуться – настанет лето. И приоткрытая калитка в зелёный летний сад – как на работе «История в воротах, или Ворота в истории»

Натальи Кончаковой – будет манить мальчишек и девчонок навстречу тайне и приключениям.

Скорее всего, ваш выбор самых интересных работ будет совсем другим. А может быть, вы так и не сумеете выбрать лучшие из 150-ти произведений более 50-ти абсолютно разных новокузнецких творцов. Среди них много именитых, состоявшихся мастеров. Но всех и всего не перечислишь – лучше увидеть. Так что обязательно выбирайтесь в Новокузнецкий художественный музей! Чтобы познакомиться с целой вселенной миров, созданных и населённых по собственному образу и подобию живущими в нашем Новокузнецке художниками. Чтобы полюбоваться и поразмышлять.

Инна Ким

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Фейк или награда?

На странице заместителя кузбасского губернатора Андрея Панова появилось поздравление семей…