Вечером в минувший понедельник местный житель одного из сельских поселений вступил в противостояние с водителем грузовика, перевозившего уголь. Водитель сбежал. Похоже, и от ответственности тоже.
Говорилось не однажды о том, что самосвалы-тяжеловесы, пользующиеся дорогами общего пользования, ездят с перевесом, а потому избегают встреч с «Платоном», российской государственной системой взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. Схем избежать взвешивания и учёта кузбасскими водителями углевозов придумано немало от объезда установки по полю, до завешивания номеров обычными тряпками. Всё элементарно: «не видит» «Платон» номер автомобиля, значит, «не знает» кому выставить счёт. Уголь возится, дороги общего пользования продавливаются, а расходы по ремонту дорог ложатся на местные бюджеты. Это называется «социальная ответственность угольщиков».
В понедельник вечером один из водителей самосвалов с углём обнаглел настолько, что, встав в очередь у места на обочине, где обычно вешаются антиплатоновские тряпки, перегородил своим автомобилем въезд в посёлок Красинск. Это хамство стало последней каплей в чаше терпения. Местный житель, назовём его Фёдор Андреевич своим автомобилем оттеснил углевоз с перекрёстка, перегородил ему дорогу и вызвал наряд ГИБДД, чтобы сотрудники полиции сопроводили нахала до «Платона». Для того, чтобы не дать дело замять, неравнодушный кузбассовец вызвал нашего корреспондента.
Судя по всему, публичность настолько испугала водителя, что за ним приехал автомобиль Лада Гранта и увёз бедолагу с места конфликта. Всё произошло настолько быстро, что этот момент остался только в памяти видеорегистратора, осуществить более качественную съемку телефоном не удалось. Когда приехал наряд ГИБДД, правонарушение, как таковое, отсутствовало. Машина стоит на обочине, проезду не мешает. Намерение совершить правонарушение (умышленно скрыть госномер) всеми осознаётся, но юридически недоказуемо. Да и наказать всё равно некого – кабина грузовика пуста.
Вот только проблема с перегрузом углевозов на дорогах общего пользования не решается по принципу «сбежал, значит, ответственности избежал». По словам одного из инспекторов, стоит им выехать в рейд и начать составление протокола на одного водителя, информация по рации тут же передаётся всем. Углевозы либо останавливаются в ожидании отъезда экипажа, либо едут без нарушений с весом и наличием тентов на кузовах. Наказывать некого. Не поможет и видеонаблюдение. Водители углевозов быстро вычислят расположение видеокамер и придумают способ их избегать. Применить расчётный метод взимания платы за перегруз при пользовании дорогами общего пользования за тоже не получится, его ещё надо доказать. Можно, конечно, проводить анализ действий водителей по их регистраторам и интересоваться, почему была остановка перед «Платоном» и после. Но если он ответит, что сначала, извините, писал, а потом какал, как это проверить, выезжать на место и искать следы его жизнедеятельности?
Без народных дружин, которые бы дублировали «наивного» «Платона», похоже, не обойтись. Причём не обязательно набирать много общественников, чтобы перекрыть все лазейки для водителей углевозов. Достаточно всем владельцам легковых автомобилей, которым не нравятся продавленные перевозчиками угля дороги, мимо водителей, завешивающих или открывающих номера у своих углевозов, проезжать чуть медленнее, чтобы видеорегистраторы успевали заснять происходящее в большем объёме. А потом этот видеоматериал отправлять в ГИБДД с требованием привлечь виновного к административной ответственности. От такой народной активности угольщики вряд ли смогут защититься.
Светлана Зеленина
Фото автора