Рита Осянина.  Женька Комелькова. Лиза Бричкина. Соня Гуревич. Галка Четвертак. Старшее поколение их знает – если не по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», опубликованной в советском литературном журнале «Юность» в 1969 году, то хотя бы по одномённому художественному фильму, снятому спустя три года режиссёром Станиславом Ростоцким. А теперь их узнало и младшее: в Новокузнецком татре кукол имени Машкова состоялась самая необычная премьера, какую только можно вообразить.

Новокузнецкие «А зори…», и правда, уникальный спектакль – это первая и единственная (пока) постановка в кукольном театре одного из самых эмпатичных произведений о Великой Отечественной. Она осуществлена на средства предоставленного Российским фондом культуры гранта, который выиграли новокузнечане. К слову, в нашем театре к повести писателя, сценариста, участника Великой Отечественной войны Бориса Васильева обратились в год его столетнего юбилея – и в канун 80-летия Великой Победы. 

А доверили работу над переворачивающими душу «Зорями» двум очаровательным женщинам – режиссёру из Красноярска Ольге Забоевой и художнику-постановщику Марии Гладких. К слову, талантливая рука Марии хорошо нам знакома сразу по нескольким спектаклям Новокузнецкого театра кукол.

И театр не прогадал!

Сценическое произведение, рассказывающее об ужасах и несправедливости войны, получилось очень нежным и одновременно обжигающим, не отпускающим тебя даже через много дней после его просмотра. Просто не верится, что артисты и постановщики репетировали эту потрясающую историю всего две недели!

Что ценно: постановка Забоевой и Гладких в жанре героической аллегории имеет собственный голос, отличный от киношного. В ней много символизма – оно и понятно, это же театр, к тому же кукольный. Однако все символы ясно читаются не только взрослым «насмотренным» зрителем, но и подростками. Например, когда с громким хлопком падают вниз оборванные верёвки, без объяснения понятно: это обрываются юные, только начавшиеся жизни девчонок-зенитчиц.

Мечтательной дочки лесника Лизы Бричкиной (Анастасия Мужайлова), влюбившейся – просто потому, что девчонки не могут не влюбляться! – в их 32-летнего командира Федота Васкова (Евгений Шанин).

Тихой «городской пигалицы» Сони Гурвич (Елизавета Авхимович), срезанной – как тоненький колосок – ножом немецкого диверсанта.

Смешной сочинительницы, самой юной из всех Галки Четвертак (Александра Терёхина). Детдомовская девчонка запаниковала в бою и попыталась убежать от немцев. Но только и успела крикнуть: «Мама!».

Озорной и отчаянной 19-летней красавицы Женьки Камельковой (Татьяна Рамзина), чью семью расстреляли немцы. Она уводит фашистов от раненной подруги и до самого конца не верит, что умрёт.

Спокойной и рассудительной всего-то 20-летней вдовы Риты Осяниной (Дарья Зарубина), чей молодой муж погиб во второй день войны и у кого в тылу, с больной мамой, остался годовалый сын Алик. Это в её уста вложены правдивые и не по-женски страшные слова: «Ненавидеть я научилась тихо и беспощадно».

И подобными символами – как автоматными очередями и как аккуратными девичьими стежками – прострочена вся постановка!

При этом создательницы «А зорь» очень бережно подошли к изображению жестоких сцен войны: в спектакле нет крови, криков и стонов (кроме короткого – одной нотой! – вскрика Сони и испуганной «мамы» из уст детдомовки Гали). Все смерти показаны при помощи символов, все ужасы известны нам со слов героинь. Даже выстрелы звучат лишь дважды или трижды за всю постановку.

Врагов зрители тоже не видят. Хотя и чувствуют их присутствие! Военные налёты изображены с помощью красных вспышек света, а самих диверсантов артисты-кукловоды создают из «подручных» материалов-тряпок, висящих на крыше декорации-землянки…  Получаются словно чудища-призраки из детских историй Галки Четвертак!

Спектакль соединяет многие известные приёмы. Здесь и музыкальный театр: герои вживую поют народные и советские песни, а великая на все времена «Не для меня придёт весна» становится лейтмотивом постановки. И театр теней (забавная и красивая, предельно скромная сцена в бане). И столь любимый нашими кукольниками предметный театр.

Героини вообще постоянно манипулируют с предметами. Гимнастёрки превращаются то в фашистов, то в довоенных воздыхателей. Галка достаёт фигурки из вещевого мешка и из раскрытой книги, бьющей вверх сияющим светом. Рита танцует вальс с платком-мужем и этот же платок сворачивает в форме младенца, которого ласково баюкает. Наконец, у каждой героини есть куколка-двойник.  

Используются в «Зорях» и приёмы литературного театра. Однако повествование идёт не от лица автора, как в повести Бориса Васильева. С нами, зрителями, говорит наивная девчонка-сочинительница Галка Четвертак со смешными каральками косичек и доверчиво распахнутыми глазами.

Из-за этого действие, на мой взгляд, становится неровным: то это прямой Галкин рассказ, то Галкины комментарии по поводу разыгрываемых на наших глазах флешбэков из детства и юности героинь, а то просто их диалоги и сцены в лесу. Но все неровности сглаживает музыкальное оформление спектакля – оно, как мне кажется, идеально от начала до самого конца.

Музыка композитора Михаила Дубовцева усиливает каждую эмоцию каждой сцены. Будь то хрустальный голосок металлофона в экспозиции или чистая мелодия, когда зенитчицы выходят к лесному ручью, где наконец-то могут умыться и отдохнуть.

А крещендо она достигает в сценах гибели юных героинь. И, конечно же, в финале, когда их командир – единственный оставшийся в живых – кричит: «Аааааааа! Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете! Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!».

Новокузнецкий театр кукол имени В. Машкова создал специальный сайт https://vk.cc/cF4edU, где размещается вся информация о спектакле и проекте. Там можно почитать и посмотреть интервью с артистами и авторами, познакомиться с видеороликами участников конкурса «Сквозь года звучит Победа» и узнать об акции «Голос с фронта» для участников городского отделения «Движения первых». 

Инна Ким

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

А что, собственно, обсуждать будем?

Общественные обсуждения, на которых новокузнечане смогут высказать свое мнение относительн…