
Пять лет назад вступил в силу федеральный закон, защитивший права бездомных животных. Порядок регулирования их численности стал гуманным: отлов, стерилизация, вакцинация, возврат. Конечно, на практике программа ОСВВ – а речь идёт о ней – пополнилась такими пунктами, как содержание, а зачастую и лечение потрёпанных уличной жизнью четвероногих. За прошедшие годы тысячи собак Новокузнецка и Новокузнецкого района прошли через процедуру ОСВВ в сосновском приюте «Шанс на жизнь» – единственном, соответствующем требованиям закона. После месяца «санаторно-курортного» содержания неагрессивные пёсики были чипированы и отправлены туда, откуда их взяли отловщики. А потенциально опасные и сегодня продолжают хлебать приютские харчи.
В основном, это большие и потенциально опасные собаки – ротвейлеры, овчарки, алабаи, питбули и их метисы. Но и маленьких собачек волонтёры не выпускают, если те проявляют агрессию. С ними продолжают работать, подключают кинолога. Ну а после социализации пристраивают кого куда могут.

Часто работающие с волонтёрами отловщики привозят измученных, истощённых, больных, травмированных собак. Многих приходится буквально вытаскивать с того света. Если есть хотя бы один шанс на жизнь – и люди, и сами животные за него цепляются до последнего. И псы выживают – во многом, благодаря помощи обычных горожан, которые всем миром собирают деньги на лекарства и операции.
В общем, закон работает, и «вооружённые» им волонтёры спасают собачьи жизни. Казалось бы, с каждым годом эта работа должна становиться только проще и легче. Как бы не так. На волне очередной СМИ-истерии по поводу нападений бродячих животных на людей Конституционный суд России разрешил регионам самим принимать поправки к закону №498, объявлять «экстраординарную ситуацию», усыплять животных с «немотивированной агрессией» (без разницы – бродячих или нет), содержать отловленных собак не в специализированных приютах, а в неких «пунктах временного содержания».
В прошлом году Кузбасс принял поправку о «пунктах временного содержания», и соответствующие тендеры с местными властями стали выигрывать бизнесмены, подсуетившиеся подобные «пункты» открыть. Ничего личного – просто деньги. Тот, кто объявляет цену своих услуг подешевле, в итоге и получает контракт. А какие условия ты создал для животных в «пункте временного содержания» – твоё дело, которое никого не касается. Главное – всё по букве закона.

Такие «пункты» открыты по всей области. Последними, кто ещё держался, были Прокопьевск и Новокузнецк. А теперь закончились и эти контракты. Кто выиграет следующие – неизвестно. Ясно одно: вряд ли новые отловщики станут договариваться о совместной работе с собачьим приютом, если открыть «пункт временного содержания – да хоть в сарае – гораздо дешевле.
Дальше – больше. Ведь региональные власти вправе вносить и другие поправки – вплоть до разрешения усыплять животных в случае их немотивированной агрессии или при наступлении экстраординарной ситуации. Но что такое «пункт временного содержания», «немотивированная агрессия», «экстраординарная ситуация» – ясных определений этому как не было, так и нет. А значит – твори, что хочешь?!
Надо понимать, что численность четверолапых бомжиков – как и число жалоб от жителей города – всё время растёт. И будет расти! Но в этом не виноваты ни животные, ни волонтёры. Сами новокузнечане плодят новых бродяжек с завидным постоянством – особенно жители частного сектора и дачники. Собрав урожай, «забывают» на участке верного охранника. Оставляют на произвол судьбы новорожденных щенков. А то и просто выставляют за порог подросшую и надоевшую «мягкую игрушку».

Свою лепту в общее дело вносят собаки, которых хозяева держат на свободном выгуле. Как это часто происходит? Бабушке жалко пёсика, он просится, а самой идти с ним на улицу тяжело. И она открывает питомцу дверь – мол, побегает и вернётся. Ну а вырвавшийся на свободу пёс, естественно, принимает самое активное участие в увеличении численности четвероногой уличной армии. Между прочим, нестерилизованные животные плодятся в геометрической прогрессии.
Вот уже пять лет председатель новокузнецкого общества защиты бездомных животных «Кот и Пёс» Татьяна Поляева бьёт во все колокола: нужна доступная стерилизация! Ведь операция стоимостью несколько тысяч рублей многим владельцам собак и кошек просто не по карману. В идеале – стерилизация могла бы быть и вовсе бесплатной. К слову, принять подобную поправку к федеральному закону регионы тоже имеют право. Правда, на её реализацию нужны деньги, и немалые.

Пока же наши власти ограничиваются беспомощными, если честно, постановлениями типа недавнего, которое требует, например, убирать за своими собачками (наконец-то!). Только к каждой собачке полицейского не поставишь. Трудно представить и то, как можно контролировать появление нежелательного потомства у домашних животных кузбассовцев. Эту проблему как раз и могла бы решить если не бесплатная, то хотя бы льготная стерилизация, но её нет. Зато есть правильная «бумажка».
Понятно, что агрессивные животные могут напугать и даже покалечить. Как правило, нападают либо собаки, чьи хозяева за ними не следят, а то и специально их науськивают, либо бродячие собачьи стаи. Но таких случаев – единицы. В то время как авторы в погоне за читателями изобретают всё более пугающие кликабельные заголовки. Поневоле поверишь: просто пройтись по улице и не оказаться загрызенным – в Кузбассе вопрос выживания.
Разумеется, после каждого такого «вброса» зоозащитники и догхантеры яростно схватываются в соцсетях. Причём нередко новокузнечане встают на сторону вторых, утверждая, что те якобы борются за безопасность. Один из таких «борцов» даже написал министру экономического развития, предложив собственную программу «по организации товарного производства продукции животноводства из безнадзорных собак»: шкур, костной муки, технических жиров. Мол, зачем добру пропадать, если можно «вместо миллиардных затрат получать существенные доходы».

Ну а в качестве организатора бизнеса радетель за региональный бюджет ожидаемо предложил себя, обещая выйти с товаром на международные рынки БРИКС. И знаете что? У современного шарикова нашлись почитатели. Некий горожанин тут же выдвинул инициативу об объявлении награды за тушку каждого бродячего пса. Одна тушка, принесённая в заготконтору – 5000 рублей: «А там можно мыло варить, шерсть реализовывать… Стай просто не будет».
Слава богу, убивать бездомных животных нельзя. Таков закон. Хотя можно принять на местах соответствующую поправку, регламентирующую усыпление собак и кошек в случае «экстраординарной ситуации».
А можно регулировать численность безнадзорных собак при помощи бесплатной стерилизации и штрафов за самовыгул. Причём все животные должны быть чипированы – тогда не возникнет проблем с выяснением, кто же хозяин самого по себе гуляющего «вольного стрелка».
Ещё одна проблема, которая требует пристального внимания: «рост численности» горе-заводчиков, в прямом смысле эксплуатирующих животных, пока те могут рожать. А как только бедняги перестают приносить доход, их выбрасывают, как мусор. Подобных случаев, увы, немало. Недавний произошёл в нашем городе с кошкой популярной, а потому и хорошо покупаемой породы.
Несмотря на свой нежный двухлетний возраст, она была буквально истерзана безостановочными родами. Не удивительно, что в конце концов изношенный организм животного не справился. Кошка кричала от боли несколько дней. «Заводчица» смилостивилась и отвезла страдалицу в клинику, где ей удалили разорванную матку, убрав двух мёртвых детёнышей и реанимировав четверых.
После этого хозяйка спокойно избавилась и от «бракованных» котят, которых никто не купил бы, и от «дефектной» кошки, которая больше не сможет рожать. Если бы не волонтёры, то бедняга оказалась бы на улице.
… Ну и кто виноват, что число бездомных животных растёт?!
Инна Ким
Фото сделаны в приюте «Шанс на жизнь»