Некая суета (другого слова и не подберешь) на российских банковских рынках, наблюдавшаяся в конце минувшего года, по всем приметам успокаивается. Некоторые финансовые аналитики уже делают выводы: события не носили системного характера, имела место так называемая сезонная активность, хотя крупные частные банки столкнулись с оттоком вкладов.
В итоге средства многих вкладчиков начали перетекать из частных банков в государственные, гарантии которых выглядят несколько более надежными. Впрочем, некоторые аналитики, ориентированные на исследования частного банковского сектора, все-таки уже назвали декабрьские события паникой, а не суетой. И действительно, прирост вкладов в декабре 2013 года оказался минимальным за последние пять лет. По данным Центробанка, он составил 4,3 процента против 6,4 в 2009–2012 годах. А некоторый рост все-таки смогли показать только те банки, у которых много зарплатных клиентов.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на исследования тенденций на поле 10 крупных финансовых организаций страны, которые были сделаны по доступной отчетности, заметный рост вкладов показали только государственный «Россельхозбанк» и «Юникредит банк». Райффайзенбанк также сообщил о некоем росте вкладов в декабре (с учетом валютной переоценки), но данные не раскрыл.
В некотором плюсе, по информации издания, оказались еще Промсвязьбанк и Росбанк. Однако декабрьский приток рублевых вкладов в Росбанке, как показывает открытая отчетность, все-таки был вдвое ниже, чем в конце 2012 года, а валютных — аж в девять раз, пишет издание.
Кстати, некоторые эксперты, высказавшиеся в прессе по этому поводу, отмечают, что в числе прочего на финансовый рынок повлияли действия ЦБ по оздоровлению банковского сектора. А в иных банках некоторое снижение произошло еще и за счет своеобразного перетока средств со срочных вкладов на счета до востребования и карточные счета. Эти деньги де-факто просто изменили свою, так сказать, срочность.
Хотя, по мнению тех же самых экспертов, опрашиваемых прессой, ничего особо критического в российской банковской сфере пока не происходит. И признаков того, что в ближайшее время могут наступит еще какие-то «непонятки», не наблюдается. Причем, судя по всему, это не попытки как-то успокоить частных вкладчиков и крупных клиентов (что, согласитесь, бывает нередко), а серьезные выводы, основанные на анализе ситуации.
Некоторые специалисты банковской сферы в своих комментариях прессе упоминают и тот факт, о котором как раз писала «Правда.Ру»: отказы банков в потребительском кредите в четвертом квартале 2013 года выросли чуть ли не на треть по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. И уже в январе 2014 года стало ясно, что эта тенденция продолжилась и даже немного активизировалась.
«Многие банки были вынуждены снизить долю депозитов в пассивах, поэтому снижали ставки и отказывались от промоакций. Такая картина наблюдается у большинства российских розничных банков не в последнюю очередь в связи с замедлением темпов кредитования, — считает финансовый аналитик крупной банковской структуры Северо-Запада России Илья Нечипорук, с которым накануне побеседовал корреспондент «Правды.Ру». — Нынешняя жесткость банков по отношению к клиентам в какой-то мере понятна. По состоянию на середину декабря задолженность россиян по потребительским кредитам составляет более 430 миллиардов рублей. Причем нет никаких признаков того, что в январе она снизится значительно.
Почти все российские банки довольно заметно усилили контроль за уже известными им заемщиками. Четче отслеживаются кредитные истории россиян, уровни их реальных доходов и так далее. Но и новым заемщикам, неизвестным рынку, то есть никогда до этого не бравшим кредит, выдают «деньги напрокат» теперь гораздо менее охотно.
В свою очередь, это стало как бы косвенным фактором того, что снижение количества и качества вкладов в российские банки в декабре все-таки произошло. На первый взгляд, эти факторы связаны слабо, но в конце концов на поверку выходит, что их влияние на всю банковскую сферу в целом существенно недооценено.
Кроме того, если пойти дальше, то можно высказать предположение (будем осторожны в выражениях!), что в наступившем году могут появиться все признаки того, что нынешняя с виду стабильная (и в меру сил контролируемая Центробанком) стоимость кредитов все-таки вырастет. Что, собственно, и понятно: раз аппетит, то есть спрос, на кредиты у населения есть, и он растет (несмотря на ужесточение условий получения кредитов), то почему бы и не подумать хотя бы о росте ставок?
Хоть сделать это законным путем большинству российских банков, по-моему, будет весьма непросто, однако думается, эти трудности для наших банкиров вполне преодолимы. И не такое проходили! В связи с этим не исключено, что в 2014 году вполне могут иметь место и какие-то законодательные изменения в банковской сфере, пролоббированные серьезными игроками в этой сфере!».