Чудовищный теракт в Ницце еще раз доказал сомневающимся, что мир изменился бесповоротно. И даже страны и направления, которые всегда считались у туристов островками благополучия и безопасности, утратили этот статус. Его вместе с сотнями людей, оказавшихся, к несчастью, в этот момент на Английской набережной элитного курорта с 150-летней историей, переехал грузовик, управляемый боевиком «Исламского государства» (ИГ, запрещена в РФ).
По мнению гендиректора турфирмы «Дельфин» Сергея Ромашкина, расчет террористов строился на том, чтобы показать уязвимость именно буржуазной публики с высокими доходами. «Ницца — не просто один из курортов на Средиземном море. Это — синоним респектабельного, обеспеченного отдыха. И оказывается, что эти люди такие же беспомощные перед угрозой организованного терроризма, как и все остальные», — пояснил он корреспонденту «Утра».
Деньги уже не гарантируют безопасности, подтвердил председатель отраслевого отделения по туризму «Деловой России» Алексей Парфененок. Он видит причину участившихся терактов в Европе в том, что проекты, придуманные США, чтобы насолить России, включая «Аль-Каиду» и ИГ, вышли из-под контроля. «Джин выпущен из бутылки», — констатировал он.
Если раньше целью террористических группировок было построение халифата на территории Ирана, Ирака, Сирии, теперь у ИГ новая стратегия — экспансия в Европу, где при попустительстве властей ЕС оказалось за последние годы много выходцев из этих стран, не сумевших по разным причинам состояться на родине. И они мстят за это европейцам. «Европа до сих пор жила как непуганый пингвин на льдине, ее жители комфортно разлагались, и им казалось, что реально обеспечить в своих границах благополучие для всех, включая мигрантов. Но оказалось, что это не так, — в Евросоюзе слишком много обиженных», — отметил Парфененок.
Турпоток во Францию, почти половина которого приходится на Лазурный берег, начал снижаться наутро после теракта, уверен Ромашкин. «Туристы, разумеется, возьмут паузу по этому направлению, и значительную. По опыту тех стран, где раньше происходили теракты, эта пауза может достигать года-двух. Конечно, турпоток не упадет до нуля, но потери будут серьезными», — уточнил он.
Первый вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин напомнил, что турпоток из РФ во Францию, в том числе в Ниццу и Канны, уменьшается третий год подряд. «Конечно, спад будет, но не сиюминутный. Это наиболее востребованные у состоятельной публики курорты. И те, кто уже приобрел билеты, а среди них много владельцев недвижимости на Лазурном берегу, вряд ли откажутся от поездки», — считает он. Но в перспективе и представитель РСТ прогнозирует затухание этого направления.
Представители отрасли не исключают, что российские власти дадут официальные рекомендации гражданам воздержаться от поездок по этому направлению. Конечно, Францию не «закроют», как Египет или Турцию, но могут предупредить о небезопасности поездок в конкретные города. «Но это будет только предупреждение, и, если турист готов рисковать, власти не могут снять его с рейса», — пояснил Ромашкин. По его словам, турбизнес ждет заявлений по поводу теракта в Ницце от властей РФ, которые располагают большей информацией и более адекватно оценивают риски.
Как показал недавний опыт с Турцией, куда наши соотечественники устремились, не дожидаясь объявления о снятии террористической угрозы, ради дешевого отдыха россияне готовы рисковать. «Мы были и свидетелями беспорядков и терактов в Париже, но это не остановило турпоток во Францию», — подчеркнул Барзыкин.
Эксперты уверены, что терроризм не похоронит туризм окончательно. «Насколько ужасным былтеракт в Тунисе, где год назад на пляже расстреляли туристов. Тем не менее поток постепенно восстанавливается и, думаю, если не будет новых инцидентов, в ближайшее время вернется к прежнему уровню», — отметил Ромашкин.
Но все же безопасность все отчетливей выходит для путешественников на первый план. «Если раньше курорты выбирались по критерию цена — качество, сегодня на первом месте — безопасность. Модель потребления туристов должна меняться, и надо сто раз отмерить и только потом выбирать направления», — предупредил первый вице-президент РСТ.
Путешественники будут более ответственно подходить к выбору стран, которые они хотят посетить, соглашается с ним Ромашкин. Гендиректор «Дельфина» надеется, что будет опубликован некий рейтинг по уровню безопасности популярных туристических направлений. «Россия — вполне безопасное место», — добавил он.
Сложно представить, чтобы в нашей стране произошло подобное тому, что случилось в Ницце, где полиция не смогла остановить грузовик, прорвавшийся в зону массовых гуляний, подтвердил Барзыкин. «Поэтому дело, наверное, не в больших деньгах, а в недостаточной бдительности правоохранительных органов», — считает он.
Террористы бьют по тем местам, где силовые структуры потеряли чувство опасности. В России, напротив, контроль за террористическими ячейками постоянно усиливается, отметил Парфененок. Кроме того, по его словам, безопасными для туристов можно считать страны, где население не стыдиться сообщать о подозрительных людях или событиях в полицию, или местные кланы, заинтересованные в сохранении бизнеса, жестко контролируют свою территорию, как, например, в Италии. «Относительно спокойная обстановка в Болгарии, но нельзя исключать терактов и там. Рвануть может в любом месте», — предупредил представитель «Деловой России».
Разумеется, власти европейских государств усилят антитеррористическую работу. Обеспечение безопасности жителей и туристов необходимо в том числе с точки зрения экономики. Курорты приносят немалые деньги в бюджеты многих стран ЕС. К примеру, потери только одного региона Лазурного берега в 2016 г. эксперты оценили в €400-500 миллионов.
Восстановить рухнувший турпоток очень сложно, сообщил Ромашкин. И власти, и турбизнес должны показать, что это место, несмотря на происшедшее, вновь стало безопасным. Вопрос в том, какие аргументы воспримут туристы. «В начале года, спустя несколько месяцев после парижских терактов, Рим был набит войсками и полицией. Они все сидели в заведенных машинах, с оружием наперевес, — вспоминает гендиректор турфирмы «Дельфин». — И хотя мы ощущали заботу властей о безопасности, но такая картинка не расслабляла, а вызвала совершенно противоположные чувства, мы понимали, что угроза где-то рядом».
Антитеррористическая работа, по мнению Ромашкина, должна быть более незаметной для туристов. Наверняка в арсенале спецслужб имеются такие способы негласной защиты, полагает он.
Но какие бы способы борьбы с терроризмом ни принимали власти, ясно, что путешественникам все же лучше жить по принципу «пуганая ворона и куста боится».