Сегодня праздник: День знаний, 1 сентября, первый день школы, когда соскучившиеся за лето одноклассницы обнимашкаются и селфятся друг с другом. Считайте, как хотите, но хотя в моём детстве тридцатилетней давности дети тоже не очень-то любили сидеть на уроках – 1 сентября всегда было праздником. Высокие – выше тебя! – гладиолусы, вкусно шуршащие целлофаном, пышные белые банты в тугих косках, кружевные фартуки на старательно выутюженных коричневых платьицах, торжественная линейка, у которой никак не получается стоять ровно, улыбающиеся Марванны и Милпетровны, подруги и друзья – и школьные парты, такие родные после долгих каникул!

Да, мы тоже хотели, чтобы уроки поскорее закончились – особенно химия или русский, или любой другой предмет в зависимости от его нелюбимости. Только не для того, чтобы сразу же нырнуть в ютуб за очередной порцией лайфхаков от модных блогерш и за новыми котиками и постами подружек в соцсети, а на улицу, в кружки, за книжки. Мы ведь даже в детские библиотеки ходили!

Знаете, какой сегодня самый страшный ОГЭ? Обычное изложение: ты дважды прослушиваешь текст, после чего должен сжато изложить его на бумаге. Вот только на первом месте у большинства нынешних школьников стоят даже не грамматические и синтаксические, а элементарные логопедические ошибки – пропуск и замена букв как при чтении, так и при письме.

В этом виноват и любимый нашими детками интернет, где они постоянно слышат и видят неправильную, а то и нарочито исковерканную устную и письменную речь. А главное – современные школьники катастрофически мало читают даже то, что проходят, а на самом деле пролетают по литературе. А потому они просто не в состоянии быстро и грамотно раскодировать знаки в звуки и наоборот. Они вообще не любят текстов – они листают безостановочно мелькающие картинки.

Наша сегодняшняя школа – как и все западные – строится по принципу «хочешь учиться – учись». Вроде бы ничего плохого в этом нет: всё зависит от тебя, какое хочешь себе счастье – такое и скуёшь. Однако на практике оно почему-то никак не куётся. Нынешние выпускники – не только школ, но и вузов, – ведут себя, как классические недоросли. Большинство из них ничего не умеют и ничего не хотят – только бесконечно развлекаться. Поэтому и школьные занятия – не возможность для развития и будущего успеха, а зло, с которым приходится мириться ради нового телефона, например.

В итоге одиннадцатиклассники покидают школу со знаниями советских шестиклассников – они, эти знания, в лучшем случае остаются в их головах в виде какой-то мешанины фрагментов без системы и фундамента. При этом наши бедные дети пропадают в школе с утра до вечера, высиживая по шесть уроков плюс допы по предметам предстоящих ОГЭ и ЕГЭ, так что редкого школьника родители нагружают ещё и домашней работой, считая, что ему и уроков-то с домашними заданиями за глаза!

Новокузнецкие подростки начинают учиться в восемь утра, а домой приходят после двух-трёх – и сразу надо садиться выполнять домашнюю работу. Действительно – некогда жить. И даже дружить получается только в Контакте. С одной стороны почти непосильная нагрузка, так что даже если бы какой-то школьник вдруг загорелся желанием почитать хотя бы про Гарри Поттера – времени на это трудно было бы найти. А с другой – современная школа давно избавилась от «всего лишнего».

У сегодняшних детей нет уроков, которые развивали бы кругозор – и мечту. Например, астрономии, которой – вернее, далёкими звёздами, галактиками и туманностями – бредили советские школьники. Нет сейчас ни чистописания, развивающего усидчивость, концентрацию внимания и вообще механизм думания, ни черчения, способствующего геометрическому и пространственному мышлению.

Когда-то сто лет назад наша страна стала первой, которая учила детей по единому стандарту, не деля мальчишек и девчонок на элиту и массу. Причём двоечников за плохую учёбу не отчисляли, а устанавливали над ними шефство отличников, которые занимались со своими отстающими товарищами после уроков. А в результате не только «плохиши» подтягивались, но и сами «учителя» начинали лучше понимать предмет.

А ещё в СССР действовало более четырёх тысяч дворцов и домов пионеров, более тысячи станций юных техников, почти шестьсот станций юных натуралистов и других кружков, охватывающих все мыслимые и немыслимые интересы детей и подростков. Все они были бесплатными – и все необходимые инструменты и материалы там предоставлялись бесплатно. Хочешь – танцуй «Лебединое озеро», хочешь – делай роботов, хочешь – организуй вокально-инструментальный ансамбль. Ну а плата за занятия в музыкальных и художественных школах была, можно сказать, символической. А если ты добивался в чём-то успехов, то тебя поощряли, награждали, «поднимали на социальном лифте» всё выше и выше.

И болели советские дети реже – школьники тогда массово занимались спортом. Мальчики 1−4 классов бегали 60 метров меньше чем за одиннадцать секунд, а тысячу метров – за пять минут. Подтягивались на высокой перекладине три раза. Десятиклассники могли пробежать три километра за 13,5 минуты, проплыть полсотни метров за 50 секунд, подтянуться девять раз, метнуть гранату весом 700 г на 32 метра. Нынешние нормы ГТО сильно уступают советским – от 17-летнего подростка для получения значка требуется пятидесятиметровку в бассейне… просто проплыть.

Беспощадные реформы Минобраза начались в нашей стране с введения ЕГЭ – автором идеи Единого государственного экзамена стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 98-й по 2004 год. Он грезил о присоединении России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру и создание новых образовательных стандартов. А для этого требовалось всего ничего – придумать и ввести новые способы оценки знаний школьников.

Самый первый ЕГЭ – тогда ещё в виде эксперимента – пришлось сдавать выпускникам негустонаселённых северных Чувашии, Якутии и Марий Эл. Это было в 2001 году. Экспериментальное «егирование» продолжалось ещё восемь лет, галопом по европам охватывая всё больше регионов страны. В 2008 году его сдавали уже более миллиона российских школьников. И вот уже девять лет ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.

И хотя кто умножает познания, умножает скорбь, – как говорил один мудрый библейский царь, – я поздравляю всех с Днём знаний. И желаю отметить этот славный праздник соточкой страниц какой-нибудь интересной книжки – например, по астрономии! С 1 сентября – несмотря ни на какие ютубы и ЕГЭ!

Инга Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Вторая индексация пенсий с 1 февраля: кому ждать повышения в 2025 году

Индексация с 1 февраля: пенсии в 2025 году Страховые пенсии россиян могут быть дополнитель…