Созданию особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на юге Кемеровской области противятся промышленники, планирующие там добычу полезных ископаемых. Ученые предлагают создать в Кузбассе 13 территорий с особым охранным статусом. Но прежде чем начать работу по детальному исследованию участка, где планируется создать ООПТ, ученым приходится узнавать, нет ли претендентов-недроразрабочиков на эту землю. Получается, что сохранять для потомков можно лишь то, что не представляет интереса для бизнеса. Все остальное идет под нож бульдозера.
Таким образом, к примеру, нет ни малейшего шанса у Терсинского заказника, где недра скрывают уголь марок Ж и Д. Пока там открываются только шахты, но учитывая, что здесь горная местность и угольные пласты зачастую вертикальные, шахтная добыча скоро сменится открытым способом добычи угля. И тогда уникальным уголком предгорий Кузнецкого Алатау можно будет распрощаться.
Золотодобытчики подбираются к знаменитому липовому острову в районе села Кузедеево. Кузбасснедра уже выдали лицензию на золоторазведку территории, и, значит, создание здесь заказника «Реликтовый» тоже уже весьма маловероятно. Между тем, на этой территории находится единственная в Сибири формация широколиственных лесов. Малейшее вмешательство в эту систему приведет к тому, что липняки исчезну. Впоследствии липа уже не сможет восстановиться на нарушенных территориях, как береза или пихта. Значит, территория будет загублена без шанса на восстановление.
Каждое промышленное предприятие должно иметь заключение по ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), где отмечается, в том числе, наличие или отсутствие краснокнижных растений и животных. По логике, до начала работ на территории должны поработать не только геологи, но и биологи. И если территория оказывается уникальной с точки зрения биоразнообразия, то разработка недр вестись не должна. Однако в жизни все наоборот: сначала выдается лицензия, потом открывается и начинает свою деятельность предприятие, а потом задним числом оформляется ОВОС. Природные комплексы к тому времени уже оказываются загубленными.
Юг Кемеровской области богат полезными ископаемыми. Но богатство края стало его проклятьем. Шансов сохранить хотя бы отдельные уголки природы, которые могли бы стать резерватами для последующего восстановления, практически нет. Если не сменить приоритеты, поставив сохранение уникальных территорий выше недроразработки, то будущее промышленного Кузбасса – это сплошные поля безжизненных ландшафтов.
Светлана Зеленина
NK-TV.COM
фото: https://www.mk-kuzbass.ru
Светлана
02.12.2018 03:06 в 03:06
Неужели невозможно защитить природу от этих варваров? Почему не бьют тревогу экологи и биологи? Разрушать прекрасное ради выгоды — это преступление не только перед потомками, но и перед богом, ведь он этот мир создавал, творил…