Тихо! Слышите? Шуршит… Машет разноцветными, эмалево переливающимися крылышками. Не успевает поворачиваться. Ещё бы! В одном месте собрались больше двух десятков художников. И к каждому подлети, вдохновила, шепни на ушко неповторимый сюжет! Трудолюбивая муза по-хозяйски облетает «семёрочку» – павильон № 7 Кузбасской ярмарки, где расположен Сибирский центр современного искусства и где прямо сейчас творят эмальеры со всех уголков нашей страны.
Да! Несмотря на волнения и нервы, связанные с ковид-санкциями, обещанное и жданное открытие Всероссийского симпозиума по горячей эмали в Новокузнецке всё-таки состоялось. Правда, уж простите за оксюморон – в закрытом формате. Были только организаторы, участники, журналисты, немногие приглашённые да отвечающие за культуру представители городской и областной власти – все строго в масках!
А накануне хозяева «эмалевого» симпозиума из новокузнецкого союза художников встречали дорогих гостей – поезд за поездом! Так что теперь в нашем городе можно смело вывешивать флаги 17-ти российских городов – Ростова-на-Дону и Самары, Челябинска и Уфы, Омска и Новосибирска, Красноярска и Горно-Алтайска, Ханты-Мансийска и Владивостока.
Художники – они люди эмоциональные… И нацеловались, и наобнимались. Были даже слёзы и драматичные встречи – как в индийском кино. Светлана Новикова из Ленинградской области и новокузнечанка Елена Башаринашли друг к другу, не чуя ног. Оказалось, художницы были когда-то очень дружны – сама-то Светлана родом из соседнего с Новокузнецком Междуреченска!
Уже в воскресенье живописцы «обживали» площадку – полный света и воздуха павильон Сибирского центра современного искусства, разделённый на индивидуальные поименованные боксы, превратился в громадную мастерскую. На своих местах стояли четыре муфельные печи-красавицы – две из них на деньги президентского гранта купили новокузнецкие художники. Ещё две привезла умница-красавица Зинаида Корчагина.
Известная в Сибири художница стала настоящей крёстной феей нашего симпозиума. По образованию она – технолог керамики. Создаёт чудные вещицы по старинным «рецептам», изобретает собственные авторские приёмы лепки и декора. Много преподаёт. Организует симпозиумы по горячей эмали, фарфору, керамике. В общем, огонь!
Может, помните, на выставке горячей эмали прошедшей зимой в Новокузнецке экспонировалась её «Глубина»? Я, например, сразу обратила внимание на эту неординарную работу.
Та выставка стала отправной точкой счастливой творческой дружбы, и художница из Новосибирской области взяла на себя техническое руководство нынешнего симпозиума. Первым делом она, конечно же, провела вводный инструктаж. Только одно обращение с муфельной печью, где температура поднимается до 850 градусов, или с гильотиной, которая шинкует листы меди, как капусту, требует особых умений и навыков!
И творческий процесс разгорелся! Художники европейской части России и Урала, Сибири и Дальнего Востока принялись увлечённо экспериментировать, а сотворение каждой эмали – это всегда в чём-то эксперимент. Многие ещё дома сделали эскизы будущих работ. А уже на месте появились пробные отжиги, или пробники, – так называются своеобразные палитры эмальеров.
Прежде всего, мастера смотрят, как ведут себя разные порошки эмали при разных температурах. А имеет значение даже разница в пять градусов – она кардинально меняет цвет. Рождает завораживающую синеву или переливчатое золото. Даёт глубину, многоцветье, сияние. У каждого мастера есть свои секреты – при какой температуре и сколько времени обжигать тот или иной слой. А в результате выходят потрясающие эффекты и даже пробники становятся шедеврами.
Эмаль – это не краска, а легкоплавкое покрытие, наносимое на металлы. И эмальер многократно обжигает её в печи при температуре от 700 до 900 градусов, чтобы в итоге получить уникальное произведение искусства, которое к тому же практически обладает бессмертием – оно не потускнеет и не «облетит» даже через тысячу лет. В общем, эмаль не боится ни влажности, ни температурных перепадов. Не даром знаменитый Леонардо да Винчи называл её вечной живописью, которая превосходит даже скульптуру, сохраняяяркость и нежность красок и обладая нескончаемойразнообразностью.
Представляете, с\егодняшние эмальеры работают по технологии, которой две и даже три тысячи лет! В её основе по-прежнему остаются эмаль и температура. Только печистали другими – древнеегипетским и древнегреческим мастерам приходилось обжигать свои изделия в земляных печах на дровах, размещая их в керамических сосудах-коконах для защиты от копоти. Сейчас всё намного проще – открыл печь и сразу увидел, как идёт процесс.
Целых две недели российские эмальеры будут погружены в увлекательнейший, хотя и очень трудоёмкий процесс создания произведений искусства горячей художественной эмали. К сожалению, поприсутствовать в павильоне в это время не получится – и чтобы не нарушать творческое уединение художников, и в целях ковид-безопасности.
Но можно наблюдать за происходящим в онлайн-режиме! Мастера со всех уголков нашей страны приготовили интересные презентации. Также в паблике Сибирского центра современного искусства будут размещаться оригинальные мастер-классы. С первым из них, где Зинаида Корчагина показывает эффект кракелюра и разрыва поверхностного слоя в эмали, можно познакомиться прямо сейчас!
Работа Всероссийского симпозиума по горячей эмали в Новокузнецке завершится 27 августа. Состоится ли «открытое» закрытие, куда смогут прийти все желающие познакомиться с эмальерами и их шедеврами, – пока неизвестно. Новокузнецкие художники продолжают надеяться, что к концу месяца ковид-ограничения всё-таки снимут, и в «семёрочке» состоится запланированный День открытых дверей с выставкой созданных за эти две недели эмалей.
В любом случае, в более благополучном будущем Сибирский центр современного искусства планирует провести ещё не один мастер-класс для земляков – и не один симпозиум для российских эмальеров. А результаты нынешнего, оформленные на специальных деревянных пластинах, будут экспонироваться – отдельным проектом – в рамках новой «ФОРМЫ», которая, мы надеемся, откроется 29 сентября.
Первые работы на «ФОРМУ 2.0. Декоративное искусство» уже приходят. Так что сразу же после окончания симпозиума по эмали, рабочие места и оборудование эмальеров будут разобраны – и собрана долгожданная выставка. Следите за новостями!
Инна Ким