Помните, на прошлой неделе выпал снег? И не растаял… Деревья печально прогибались под тёплой щемящей тяжестью. Всё вокруг было белое и зелёное. Я спешила в Новокузнецкий художественный музей. А там… Ослепительное солнце! Вечный карнавал. Живописное птичье оперение улочек, балконов, кафешек, женских платьев. Бело-синяя бесконечная набережная. Счастливые улыбающиеся люди. И мир, ощущаемый как гигантская теплота и нега, взрывается яркими красками! Эту выставку – «О, Гавана! Транзит…» – наши музейщики добивались и ждали около года. И оно того стоило!

Весь музей заполнило жаркое солнце Кубы – более 160 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства! Массивные полотна. Зарисовки. Портреты. Целые истории. Это радостная и печальная советско-российская арт-рефлексия на тему Острова Свободы. Где белоснежный песок и безоглядно-синее море. Где взрослые бесхитростны, как дети. Где победило коммунистическое братство. Где каждый день – праздник. Где нас любят.

Мы дружим с конца 1950-х – Куба и СССР, – когда Кубинская революция подарила прекрасному острову в синем-синем Карибском море свободу и независимость. Тогда же первые советские художники оказались в Гаване, до зубов вооружённые карандашами и красками. Но мало кто знает, что когда в 1902 году Куба стала формально самостоятельным государством, освободившись от колониальной зависимости от Испании и приняв свою первую Конституцию, на острове побывал великий русский баталист Василий Верещагин!

А в 2000-х по приглашению министерства Революционных вооруженных сил Кубы в Гаване снова работали наши художники. «По итогам» тех творческих экспедиций – 1960-х и 2000-х – и родилась уникальная кубинская выставка, что гостит сейчас в Новокузнецке.

Почему уникальная? Да просто никто, кроме советских и российских верещагиных, не рисовал Кубу – ведь всю свою независимую историю та находилась «под санкциями». И практически все художники, рисовавшие Остров свободы, его людей и его виды, – участники выставки «О, Гавана! Транзит…». Причём многие в нашем городе выставляются впервые. Среди них и академик Российской Академии художеств, президент «Бюро творческих экспедиций», художник, культуролог и общественный деятель Владимир Анисимов.

Он, куратор выставки, автор «открыточных» гаванских видов и ликующе-беззаботного, наивного, счастливого «Любимого занятия кубинцев» (оказывается, это рыбалка. А вы что подумали?!), сам привёз «Гавану» в Новокузнецк.

А вместе с ним прилетела художница Ольга Яушева – мощная, звенящая. Это её уверенной, сильной кисти принадлежит портрет знаменитого кубинца Михаина Лопеса Нуньеса – единственного в мире борца, ставшего четырёхкратным олимпийским чемпионом и пятикратным чемпионом мира. Человека-горы с удивительно добрыми глазами и улыбкой застенчивого ребёнка!

Уж такие они, кубинцы! Весёлые, добродушные, доверчивые, готовые взорваться белозубым смехом, обнять, закружить, угостить… Как беспечно болтающие в тенёчке «Три грации» художницы Анны Боско.

… И её же мудрый «Франциско – радостный человек»!

Как герои портретов Марины Кабыш.

Как томная, страстная, юная кубинка Ольги Яушевой.

Как «Пабло Армандо Фернандес, кубинский поэт» Бориса Коржевского.

И кисти этого же великолепного советского и российского живописца «Роландо Альба, волейболист».

А ещё «О, Гавана! Транзит…» – это, конечно же, солнце и море, которые если и не изображены, то отчётливо ощущаются в каждой здешней картине. Даже на подсолнуховой «Санвиталии» маститого Зураба Церетели (который, говорят, буквально «напросился» на участие в этой выставке). А работы Анны Полковниченко вообще плавятся от раскалённой белой жары, сквозь которую мчат большие ослепительно-яркие машины!

Гавана, Гавана, Гавана! Избыточная, щедрая, ласковая. Такая разная и удивительно родная.

… На листах Александры Семёновой.

… На почти канонических холстах Владимира Переяславца.

… На взрывающихся красками, радостью, смехом карандашных картинах Анатолия Якушина.

И в каждой работе – человеческая доброта. Жизнелюбие. Музыка. О! Она электрическим током бежит по всей выставке!

Явственно слышится в изображениях кубинских музыкантов кисти Ольги Яушевой.

Звучит в карнавальном, летнем, радостном двухчастном «Портрете кубинской певицы Омары Портуондо» Елены Мач.

Поневоле сама начинаешь пританцовывать. Под нечто вроде пронзительной гуахиры Карлоса Пуэблы, которую тот написал в 1965 году, когда Фидель Кастро зачитал перед ошеломлёнными кубинцами прощальное письмо Че Гевары, уехавшего разжигать революцию в Конго.

А призрак легендарного команданте, и правда, будто витает в выставочном пространстве! Становится героем диптиха Якова Яковлева «Благочестивый разбойник, памяти Че Гевары» и, главное, множества сделанных с натуры карандашных набросков – улыбающихся, горящих и живых, живых!

В музейном зале, где собраны эти драгоценные своей пронзительной документальностью наброски, – сохранившие черты молодых Эрнесто Че Гевары и Фиделя Кастро, улыбающегося Хеменгуэя, многих из бесчисленного братства безымянных борцов за свободу, самоотверженных солдат революции, – особая атмосфера.

Чёрно-белые правдивые рисунки выполнены точной талантливой рукой советских художников.

Фронтовика, представителя реализма, лауреата Сталинской премии, народного художника России Павла Судакова. Советского художника-графика, живописца, иллюстратора, плакатиста Ивана Сущенко. Темпераментного, самобытного Бориса Коржевского.

А среди карандашных волнующих портретов – вдруг такое чёрно-белое изысканное чудо! Драгоценные, филигранные, трепетные рисунки Станислава Никиреева – советского и российского графика, мастера офортного пейзажа, народного художника России.

… Вот уж точно «Кубинская прохлада»!

А это ну чем не «советский импрессионизм»! Живописная, мифическая «Прогулка по берегу океана» Геннадия Глахтеева.

И исполненные достоинства, умиротворённые, гордые «Солдат Кубы» и «Хозяин земли» Петра Оссовского. Ой, недаром живописцу «дали» народного художника СССР и главную государственную премию Советского Союза!

Уникальная трансконтинентальная художественно-просветительская выставка, посвящённая 500-летию Гаваны и 60-летнему юбилею дипломатических отношений между СССР и Республикой Куба, проводится при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Министерства культуры Республики Куба, Министерства культуры РФ, Посольства РФ в Республике Куба, Министерства туризма Кубы, Посольства Республики Куба в РФ. Она, передвижная, странствующая, будет путешествовать больше года. Таких не было никогда – даже в советские времена.

Церемония открытия «Гаваны» прошла в кубинской столице, после чего картины разлетелись по России. Те, что сейчас в Новокузнецке, уже побывали в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Тюмени, Омске, Новосибирске, Томске. Впереди Барнаул, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и Владивосток. Это путешествие окончится только в 2022 году в одном из московских выставочных залов.

… Но почему же в Новокузнецком художественном музее до обидного мало людей?! Из-за снега, слякоти, ковида?

А выставка, не вмещаясь, буквально выплёскивается из музейных залов! Сопровождает меня до самого выхода, – и расставаться совсем не хочется. Ещё раз оглядываюсь, цепляясь взглядом за «Закат» Аллы Полковниченко.

И за «Бульвар Прадо» Михаила Переяславца… Оба холста совсем свежие, картины написаны в 2019 году.

Выхожу на новокузнецкую улицу, где странное хрупкое время – между осенью и зимой, и все лужи сморщились от сырого ветра, а потом застыли (может, до весны, а может, и навеки). Никто не выводит невидимых песен из голых кленовых крон, заплаканных нежным снегом, а редкие прохожие спешат, запечатывая беззвучными шагами уснувшее эхо летних голосов, смеха и счастливого визга детей, – и снова ни души.

… Но сделай шаг – и будет лето! Счастье. Куба.

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Проходчика шахты раздавил комбайн

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области …