Эксперты усмотрели признаки того, что Россия не в состоянии увеличить продажи угля на азиатские рынки, даже несмотря на то, что цена на ее товар снижается, а альтернативы из Индонезии и Австралии остаются дорогими.
По данным Kpler, экспорт в Китай в августе составил 5,01 млн тонн по сравнению с 5,87 млн тонн в июле. Самым большим успехом России в Азии, учитывая, что до СВО индийский импорт обычно составлял от 300 000 до 700 000 тонн, то в августе он составил 1,8 млн тонн по сравнению с 1,51 млн тонн в июле и 1,69 млн тонн в июне. То есть с начала конфликта он увеличился более чем вдвое. Япония была крупнейшим покупателем российского угля в Азии до СВО в Украине, но с тех пор экспорт в Японию снижается, упав до 408 049 тонн в августе с 780 053 тонн в июле. Южная Корея, занимающая четвертое место в Азии по импорту, также стала меньше закупать в Москве: российский экспорт в августе составил 1,05 млн тонн по сравнению с 2,34 млн тонн в июле и 2,85 млн тонн в июне.
В целом российский морской экспорт всех сортов угля в Азию в августе упал до самого низкого уровня за четыре месяца, при этом аналитики по сырьевым товарам Kpler отследили поставки в размере 10,15 млн тонн по сравнению с 12,16 млн тонн в июле и 12,42 млн тонн в июне. Ослабление экспорта из России в Азию происходит даже несмотря на более низкие цены: McCloskey в последний раз оценивал российский энергетический уголь с калорийностью 6700 килокалорий на кг (ккал/кг) в восточном порту Восточный в 158,50 долларов за тонну, что составляет примерно половину от 315 долларов за тонну, которых он достиг в середине марта, когда цены на уголь резко выросли. Примечательно, что это также ниже, чем 254 доллара за тонну, по которым грузы Восточного оценивались до российской СВО в Украине, что свидетельствует о том, что русский уголь потерял позиции еще до конфликта, в отличие от конкурирующих сортов от других экспортеров.
Между тем санкции против России вынудили Европу снова открыть угольные электростанции. Но возвращение к ископаемому ресурсу не остановит кризис. Оно лишь обострит рыночную конкуренцию и обратит вспять переход к «зеленой» энергетике, считают эксперты. Многие европейские страны объявили о перезапуске угольных электростанций из-за ущерба, нанесенного украинским конфликтом и последовавшим за санкциями против Москвы энергетическим кризисом. Особенно усугубилась ситуация после объявления России о сокращении объемов транспортировок газа по трубопроводу «Северный поток — 1».
По разным данным, в настоящее время в Европе расконсервируют ранее остановленные энергоблоки, рассчитанные на 8,171 миллиона киловатт (кВт). Блоки на 4,458 миллионов кВт отменят 35%-ное ограничение энергопроизводства. Ожидается, что из-за этого расход угля возрастет на 18,8 миллионов тонн. В резерве региона находятся станции на 14 ГВт, что составляет 1,5% от его общего производственного потенциала. К 2023 году их планируется перезапустить на 65% мощностей, чтобы они производили шесть миллиардов кВт⋅ч электроэнергии, — этот объем может обеспечить Европу электричеством примерно на неделю. Будут ли в связи с эти отменены или ослаблены санкции в отношении России, не берутся судить даже эксперты.
Светлана Зеленина
Фото https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkxeG121vCc07J6sW0fGsWDaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic