Впервые с 1996 года наблюдается ажиотажный спрос на запчасти для типография.
Частные предприниматели ищут способы выпуска иностранных литературных хитов. Впервые с 1996 года наблюдается ажиотажный спрос на запчасти оборудования для типографий — эксперты связывают это с подготовкой к подпольному производству книг ушедших из страны авторов, например, Роулинг и Кинга. Одновременно средний рост цен на печатную продукцию с января по август составил порядка 25%, став рекордным как минимум за последние пять лет в сегменте «бумаги». Минцифры не исключает появления контрафактной книжной продукции, а эксперты прогнозируют спрос на пиратские цифровые издания. «Известия» выясняют, каким будет новый рынок в этом сегменте, и что потеряет или приобретет читатель.
Тряхнем стариной
Как рассказал «Известиям» юрист, партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов, издательская деятельность исключена из перечня лицензируемой с 2002 года, так что собирать печатные станки по запчастям и формировать подпольные типографии имеет смысл только в качестве хобби или в целях экономии на покупке уже готовых, поскольку никакого учета типографской техники государство не ведет. Совсем другой вопрос — цели использования такой техники.
— Состав административного нарушения или даже уголовно наказуемого преступления формирует не сам факт владения производственными мощностями, а цели его использования. И в этом смысле совершенно не важно, распечатываете вы с целью продажи экземпляры книг условной Роулинг на бытовом принтере, купленном на Авито за 5 тыс. рублей, или же на типографском станке стоимостью 50 млн рублей. Важно при этом только то, разрешил ли правообладатель вам вести такую деятельность и осуществляете ли вы отчисления в его пользу, — уточнил юрист.
Стоит ли овчинка выделки
Представители книжного сообщества считают проект с подпольным изданием литературной «запрещенки» вполне реальным.
— Мы можем как угодно относиться к Стивену Кингу, но любой книготорговец и библиотекарь вам скажет, что когда в портфеле издательства наличествует «король ужасов», можно вообще ничего не делать, он обеспечит продажи, — рассказала заведующая сектором иностранной библиографии Центральной государственной публичной библиотеки имени Владимира Маяковского Анна Соколова.
А вот аналитики рынка находят создание подпольных типографий экономически невыгодным. Член правления Ассоциации по защите авторских прав (АЗАПИ) Максим Рябыко заверил «Известия», что ситуация, когда кто-то перевел и напечатал контрафакт, пока не встречалась.
— Печатать бумажные книги сейчас очень дорого, и окупается этот проект только на очень больших тиражах. Кроме того, существует проблема с рынками сбыта, ведь если раньше были толкучки, то сейчас такой инфраструктуры попросту не осталось, — заметил он.
Опрошенные «Известиями» эксперты сошлись на том, что создание «партизанских» типографий в эпоху аудиокниг и тотального перехода на цифру — дело достаточно трудоемкое, но рост спроса на пиратские цифровые издания вполне ожидаем. К числу актуальных драйверов пиратского контента Максим Рябыко отнес Youtube, поисковую выдачу на Яндексе и «зеркала» на доменах третьего уровня.
— На пиратском контенте сайт может зарабатывать от 300 тыс. до миллиона. Учитывая, что весь расход — это хостинг и 50–60 тыс. рублей зарплаты модератору, это очень неплохая прибыль, — отметил эксперт.
Максим Рябыко также подчеркнул, что выпадающий доход рынка электронной книги в интернете, связанный с пиратским потреблением, оценивается в 2–4 млрд рублей ежегодно, что безусловно, «аффектирует» и на бумажную книгу, создавая дефицит примерно в таком же объеме.
Источник: iz. ru
Фото: Евгений Одиноков