Ну вот и закончились последние в этом году Большие гастроли в нашем городе, и сцена Новокузнецкой драмы опять всецело принадлежит одним лишь хозяевам (что тоже очень даже круто!). Главное – нам есть, что вспомнить: благодаря беспрецедентному проекту Министерства культуры России новокузнечане на несколько дней смогли погрузиться в мир чудесных постановок Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета, и каждый спектакль стал своеобразным откровением.

К слову, оба театра – наш и питерский – старинные друзья. Питерцы приезжают в Новокузнецк уже четвёртый раз и всегда показывают что-нибудь этакое. Интересно, что Новокузнецкая драма и театр имени Ленсовета в прямом смысле ровесники: они появились в ноябре 1933 года с разницей в 13 дней, так что Новокузнецкая драма чуть-чуть постарше.

В этот раз на новокузнецкой сцене питерцы сыграли три абсолютно разноплановых спектакля – причём «Обыкновенная история» и «The Demons» отправились на гастроли впервые. Вот настолько питерские артисты уверены в новокузнецких зрителях, о которых в театральной среде уже ходят легенды, честное слово!

А первой мы увидели постановку режиссёра-эстета Романа Кочержевского «Обыкновенная история», который одновременно выступил и в роли художника своего детища. Единый в двух лицах – вдобавок ещё и артист Театра имени Ленсовета – он перфекционист до мозга костей. И его режиссёрские работы, невероятно, эстетски красивые до малейшей детали, – тому яркое подтверждение.

Неудивительно, что Роман Алексеевич – обладатель специального приза экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за постановку спектакля «Мёртвые души», чья премьера состоялась в 2018 году. А два года спустя питерцы привезли её в Новокузнецк.

В прошлом году Кочержевский поставил «Обыкновенную историю» по дебютному, ещё неуверенному роману классика XIX века Ивана Гончарова, в которой всё необыкновенно! Это чрезвычайно тонко прорисованная и глубокая рефлексия, наполненная не сразу считываемыми метафорами и рифмующимися с искусством Средневековья аллегориями, игрой лунных бликов на чёрной Неве и томным шёпотом весенней листвы.

Необыкновенная «Обыкновенная история» Кочержевского – не столько написанная Иваном Александровичем, сколько отозвавшаяся в самом Романе Алексеевиче и чутко сыгранная прекрасными артистами Фёдором Федотовым и Александром Новиковым, Александром Крымовым и Олегом Сенченко и выразительными, нежными, чувственными артистками Лидией Шевченко, Викторией Волоховой, Дианой Милютиной, Риммой Саркисян. Она сложная, завораживающая, рассказывающая не только о манящем и жестоком городе-искусителе и пытающемся его покорить юноше-идеалисте, которого старается уберечь от ошибок добрый дядюшка, но и о смысле жизни вообще, о любви и о космосе вокруг и внутри человека.

В спектакле-притче «Обыкновенная история» звучат фрагменты прекраснейшей музыки Антонио Вивальди и Джузеппе Верди, а также старинный цыганский романс в исполнении Петра Лещенко, которые оригинально интонируют аранжировки и мелодии композитора постановки Екатерины Кочержевской. Герои одеты в костюмы по моде, современной Ивану Гончарову (художник Сергей Илларионов), но при этом играют в декорациях, хорошо узнаваемых сегодняшним зрителем.

А уже через день на сцене Новокузнецкого драматического театра безумствовала истерика любви, похожей на ненависть, превращающейся в отвращение и равнодушие. Под красноречивый рок Джимми Моррисона две семейные пары бились в ежедневной агонии, и каждая из них была несчастлива по-своему.

Но это не Толстой – это современный шведский драматург Ларс Нурен. Так что история, которую рассказывали артисты Театра имени Ленсовета, оказалась очень сегодняшней, отзывающейся и у миллениалов, и у зумеров. 

Спектакль «The Demons» поставил режиссёр Денис Хуснияров (хотя изначально этот материал выбрал ещё Юрий Бутусов). Артисты Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета Анна Алексахина и Олег Фёдоров, Римма Саркисян и Олег Андреев, Сергей Перегудов и Роман Кочержевский, Кирилл Никитин, Андрей Степанов, Евгений Стецюк играют его уже девять лет. И каждый раз – как в первый, в буквальном смысле сражаясь со своими партнёрами!

Любовники тянутся друг к другу – и в ужасе друг друга отталкивают. Они боятся любить – потому что боятся боли. А авторы спектакля – и Джим Моррисон в лице поющего живьём Сергея Перегудова – уговаривают зрителей: не бойтесь страдать, потому что это неотъемлемая часть вашей любви и вас самих.

Ну а завершились Большие гастроли Театра имени Ленсовета старой доброй костюмной классикой по пьесе Александра Николаевича Островского «Без вины виноватые», с которой режиссёр Олег Леваков обошёлся очень бережно и нежно. Его постановку в стилистике конца XIX века украсила драматическая, под стать сюжету, музыка (Евгений Стецюк), чудные декорации (Александр Орлов) и костюмы (Наталья Дружкова), а главное – очень эмоциональная игра всех персонажей, чьи роли исполняли сплошь заслуженные и народные артисты России, в том числе худрук театра Лариса Луппиан.  

Инна Ким

Фото Дианы Токмаковой

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Участникам СВО выделят землю под ИЖС на территории разреза

Значительно расширен перечень населённых пунктов, где участники СВО и члены их с…