В декабре 1974 года неприметный, в общем-то, дом на Форштадте, по улице Достоевского, 40, приобрёл статус памятника государственного значения. Конечно, такой чести он был удостоен не просто так: именно здесь в середине XIX века останавливался писатель, давший своё имя новокузнецкой улочке – и ещё тысячам улиц в российских городах. А ведь Фёдор Михайлович и Новокузнецк могли спокойно проскользнуть мимо друг друга в смутном потоке времени, если бы один безработный чиновник, ударившийся в сильное пьянство, не получил в Кузнецке место. 

Это и сделало наш город частью мировой художественной культуры, потому что вместе с мужем-пьяницей в провинциальный Кузнецк приехала Мария Дмитриевна Исаева – la femme fatale и будущая жена, а также прообраз многих излюбленных героинь великого русского писателя. 

Может, читали «Дядюшкин сон»? Литературоведы считают, что эта повесть, написанная после долгого творческого молчания, связанного с пребыванием писателя на каторге, стала отражением любовных коллизий, доставивших Фёдору Михайловичу немало страданий, но счастливо разрешившихся венчанием с романтичной и роковой Марией Дмитриевной. 

Не таких уж по тем временам молодых «молодых» – Фёдору Михайловичу было 35, Марии Дмитриевне 32 – обвенчали в феврале 1857 года в самой красивой в городе Градо-Кузнецкой Одигитриевской церкви. Увы, этот чудный храм не пережил пожара Гражданской войны. А, по словам очевидцев, красоты он был невиданной! Два престола. Пять маковок-глав. Пилястры в виде стилизованных креста и пламенеющей свечи. Изящный трёхлепестковый фронтон. Не удивительно, что Одигитриевская церковь была настоящим украшением Кузнецка.

Но вернёмся к влюблённым – они познакомились в Семипалатинске, куда Фёдор Достоевский после четырёх лет омской каторжной тюрьмы был откомандирован в качестве рядового. Там-то он и встретил Марию Дмитриевну – особу тонкую, страстную (и замужнюю). А в 1855 году семейство Исаевых переехало в Томскую губернию – муж Марии Дмитриевны получил в Кузнецке должность заседателя по трактирной части. 

Достоевский писал любимой одно письмо за другим, мечтая о далёком сибирском городе, где теперь жила женщина, которая являлась огромным событием всей его жизни, поглощала все его мысли, влияла на всё, что он делал. В Марии Дмитриевне русскому классику нравилось всё – её необычайная впечатлительность, хрупкость, болезненность, нежность, резкие порывистые движения, манера говорить. Она казалась ему совершенством. 

Узнав из письма Исаевой о смерти её мужа, которого она похоронила на чужие деньги, так что у неё ничего не осталось, кроме долгов, Достоевский тут же с большим трудом достал необходимую сумму и даже начал хлопотать о приёме её старшего сына на учёбу за казённый счёт. И, конечно же, Фёдор Михайлович сделал любимой предложение! Вот только оба практически не имели никаких средств к существованию, а просивший руки вдобавок носил малопочётное «звание» бывшего каторжника. Так что Мария Дмитриевна подумала-подумала и чуть было не вышла замуж за другого.

Соперником бессмертного Достоевского оказался «ничтожный» учитель рисования Вергунов из Кузнецкого уездного училища. Только русские классики так просто не сдаются! Отправившийся по служебным делам в Барнаул Фёдор Михайлович, никого не предупредив, на самом деле поехал в Кузнецк! Свидание было очень нежным… Только увы! Вдова осталась непреклонной в своём решении стать учительской женой. И представьте! Достоевский совершенно «по-достоевски» принялся хлопотать о предоставлении счастливому избраннику своей кузнецкой la femme fatale более выгодного места. 

Но тут Фёдора Михайловича произвели в прапорщики и дали ему недельный отпуск, который он решил провести рядом с чужой невестой. И в итоге помолвка с Вергуновым всё-таки оказалась разорванной!

Достоевский – уже в качестве жениха – возвратился в Семипалатинск и стал лихорадочно искать деньги на свадьбу. Помощь пришла откуда не ждали: все хлопоты по устройству этого «интересного» брака взяла на себя приятельница Марии Дмитриевны – жена кузнецкого исправника, богача и хлебосола Анна Николаевна Катанаева. Того самого, что разбогател, скупая у местных шорцев звериные шкурки за фальшивые деньги! Да-да… Но из романа слов не выкинешь!

Венчание в Одигитриевской церкви, на которое явилось всё лучшее кузнецкое общество, вышло чрезвычайно пышным. Жених, известный своим необщительным и даже мрачным характером, был в невероятно весёлом расположении духа, шутил и смеялся. Причём шафером у Достоевского опять же «по-достоевски» был его соперник-учитель. Говорили, что Фёдор Михайлович до конца дико боялся, что или невеста сбежит прямо из-под венца, или Вергунов «увезёт её и погубит»!

После свадьбы молодожёны провели в Кузнецке чуть больше недели (а за все свои приезды Достоевский прожил в нашем городе меньше месяца). Гулял с женой по городским улицам, часто бывал в гостях у венчавшего их учителя-священника Тюменцева. А спустя семь лет Мария Дмитриевна скончалась от чахотки. 

Нет, они оба не стали счастливыми в этом браке, но любимая женщина явилась прообразом многих героинь писателя. А главное – благодаря кузнецкой любви писатель испытал огромный душевный подъем, который побудил его к жизни и творчеству. Так что, в конце концов, способствовал созданию «великого пятикнижия» Достоевского – «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых».

Инга Видалова

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Новокузнецкая мэрия уже в четвёртый раз пытается потратить 400 млн на мост

Новокузнецкая мэрия во вторник, 30 декабря, объявила уже в четвёртый раз тендер на ремонт …