Отель в окрестностях города Блумфонтейн предлагает своим клиентам услуги спа, ресторана, конференц-зала… и возможность переночевать в типичной южноафриканской трущобе, повествует EL Mundo.
Точнее, как сказано в рекламе, это «воссозданное предместье, где в Южной Африке ютятся миллионы людей в условиях жесточайшей нищеты», поясняет журналист Хавьер Брандоли. Причем номер в «трущобе» обойдется примерно в 75 евро, а ночлег в пятизвездочных корпусах того же отеля будет стоить 100-170.
Чем же завлекают клиентов? Организаторы указывают, что это единственная в мире трущоба с отоплением и беспроводным интернетом. «Идеально для работы в команде, барбекю, шикарных тематических вечеринок, такое стоит пережить хотя бы раз в жизни», — пишут авторы рекламы, заверяя, что хижины абсолютно безопасны даже для детей.
Мода на «нищета-туры» в Африке ширится. «В Кейптауне, Иоханнесбурге и Найроби проводятся экскурсии в опасные и бедные предместья чернокожих, где можно пофотографировать», — говорится в статье.
Итальянская туристка Луиджина испытала шок. Она пояснила: «Мы купили билет, потому что нам сказали, что это единственный шанс посмотреть тюрьму на острове Роббен. Сначала нам устроили экскурсию в предместье». Когда туристы вошли в дом и стали фотографировать спящего мужчину, Луиджина возмутилась и выскочила на улицу: «Это было оскорбительно». Гид, со своей стороны, обиделся на нее. «Я сказала, что это позор, а он мне объяснил, что для поселка это способ немножко заработать», — рассказала итальянка.
Правда, согласно исследованию Кейптаунского университета, 83% туристов после экскурсии рекомендуют ее другим, а 70% говорят, что их дурное мнение о предместьях поменялось в лучшую сторону.
Цена вопроса — до 50 евро с человека (в зависимости от программы). Некоторые районы Соуэто уже превратились в настоящие музеи. Местные дети произносят ломаные слова на нескольких иностранных языках, сообщает корреспондент.
Клара Гарсиас работает в Kobo Trust Foundation — турагентстве, которое предлагает клиентам посетить благотворительные проекты в различных точках Африки. По словам Гарсиас, для фонда это не бизнес, доходы от экскурсий составляют менее 2% бюджета организации. «Нам важно, чтобы люди осознавали, в каких условиях живет, например, более 70% населения Кении».
Со своей стороны, газета указывает на другую опасность: бедняки сочтут, что смогут жить за счет демонстрации своей бедности. Эта проблема вызывает острые дебаты, как и вопрос о племенах, которые демонстрируют не бедность, а старинный образ жизни. Гид из Танзании Уилсон со смехом рассказал: «Нам подавали официальные жалобы, потому что туристы видели масаев с мобильниками или в кроссовках. Теперь в Африке мобильники есть у всех».
Немецкий турист, который 50 лет ездит в Африку, заметил: «Когда я прибыл в Африку, люди ходили голые. Затем, когда страны обрели независимость, люди первым делом оделись. А теперь я вижу, что они снова раздеваются — уже для туристов».
Спор запутанный, отмечает автор. Испанка Кристина Сенсеррич полагает: не стоит ехать в Африку, чтобы жить в роскошных отелях. Она держит что-то вроде пансиона в поселке, где нет электричества, а туристы сами таскают воду.
Другая крайность — история, рассказанная одним человеком, который попросил не называть имен. Некая дама организовала благотворительный проект, но «помешалась, когда появились деньги и слава»: более 25 тыс. евро из 50 тыс. пожертвований были потрачены на торжественное открытие, утверждает источник.
Со своей стороны, Клара Гарсиас отметила, что подобные истории создают ложное впечатление: «Поверьте мне, в некоторых проектах каждый пожертвованный цент идет в дело и приносит большую пользу».