В четверг в Доме творческих союзов открылась выставка «Давайте восклицать!», посвященная 40-летию со дня основания фотоклуба «Сибирь». На открытии непререкаемый мэтр кузбасской фотографии Юрий Дьяконов, отдавая дань юбиляру, сказал, что за Уралом фотоклубов больше нет. Чем вызвал неудовольствие земляков из кемеровского фотоклуба «Томь», возмутившихся: «А нас-то что — нет?!» Юрий Васильевич, разумеется, «томичей», к организации которых через два года после нас приложил руки и сердце, обидеть не хотел, хотя оговорка получилась, что называется, по доктору Фрейду: фотоклубы в России, кажется, отжили свой век, нужны какие-то другие формы совместной работы, новые идеи, которые почему-то коллективно не вырабатываются, а вызревают в головах одиночек или в очень небольших группах, спаянных совместным творчеством. А всякие кружки по интересам отталкивают от себя тем, что вдруг вырабатывают некие каноны, которые обязательны для всех членов таких объединений. Это, наверное, было хорошо в стране Советов, но невыносимо сегодня, когда полно разнообразной информации и каждый волен идти своим путем. Говорят, что накануне от фотоклуба «Сибирь» отошла группа его бывших уже членов, не согласных, очевидно, идти в ногу. Так что выставка могла быть немного другой.

К слову, на дальней фронтальной к входу стене выставочного зала помещена фотография Григория Шалакина, которая называется «Выставка. Человек и природа». Шалакин — один из тех, кто стоял у истоков клуба, а выставка «Человек и природа» была одной из тех вех истории фотоклуба «Сибирь», которые вспоминаются с восторгом: в залы Художественного музея (он тогда располагался на Металлургов) невозможно была попасть, двери заперли, поскольку народу и так было, как в трамвае в час пик, я уже не говорю о художественном резонансе от выставки — она прозвучала на всю страну, именно во многом после нее фотоклуб «Сибирь» стал известен во всем тогда еще Советском Союзе. Ибо мы едва ли первыми попытались осмыслить такую важную и непростую тему, как отношения человека и природы, и сделали это остро и на высоком уровне.

На снимке: Рашид Шайдулин, Юрий Романов,Оганес Дероян
На снимке: Рашид Шайдулин, Юрий Романов,Оганес Дероян

Вот такие эмоции и воспоминания вызвала у меня в общем-то не слишком заметная («казенная» — отчетная, если хотите) фотография Григория Шалакина. И навела на мысль, что, может быть, к 40-летию-то таких снимков могло быть и больше. (На открытии выставки, показывая на прекрасный портрет, увы, ушедшего из жизни Геннадия Нефедова, зрители упорно спрашивали: «А это кто?»).

Более того, рискну сказать, что неизбежный для любого юбилея, обращенного назад — в прошлое (а оно — в словах воспоминаний — уже легендарное), блок черно-белых фотографий, мощных и выразительных, смотрится пока весомей сегодняшних достижений членов клуба, работающих с цветом.

Чего-то не хватает: психологизма, глубины, выразительности, значительности, новизны, оригинальности, мастерства? — не знаю, решите сами. Это при том, что выставка в целом выглядит достаточно сильной, сбалансированной.

Дьяконов среди главных достижений юбиляра назвал приверженность его в начальные годы особенно реализму, любому, точнее, в любых его проявлениях — критическому, романтическому и так далее.

К слову, будем честны, именно адепты жесткого реализма уже в первые годы существования клуба инициировали первый исход из него. Я, конечно, имею ввиду ставшей тоже легендарной группу ТРИВА в лице Трофимова, Воробьева и Соколаева, каждый из которых был личностью и пошел в конце концов своим путем. Так что бояться борьбы взглядов и даже уходов не стоит: они бывают даже на пользу. Именно и поэтому долголетие «Сибири» вызывает уважение.

Но я бы хотел бы увидеть в юбилейном антураже больше фотографий «старичков» — Волченкова, которого не вытереть из списков отцов-родоначальников, Богульского, Санарова, Бастрыкина (лучше его, я уверен, город — городской, архитектурный пейзаж — никто и не снимал) и других. Бастрыкин представлен одной и не самой лучшей и характерной для него фотографией, то же — Богульский. Можно назвать еще с десяток фамилий. Повторяюсь, что выставка юбилейная и значит, прошлое должно быть проявлено предельно четко — поименно, в лицах на фотографиях, в фотографиях тех, кто делал это прошлое.

Ведь упомянутая дальняя стена, где есть снимки Юрия Чурсина, Сергея Косолапова, Вадима Бузуева, Дмитрия Коробейникова, Григория Шалакина, Виктора Бастрыкина, Александра Санарова, Юрия Романова, Олега Богульского, наглядно показывает, как разнообразно непохожи друг на друга были эти мастера, как разнились их вкусы, взгляды на то, как нужно показывать окружающий мир. Это, может, самое интересное место на выставке.

Хотя, по обыкновению, очень хороши подборки фотографий многолетнего художественного руководителя фотоклуба «Сибирь» Юрия Романова, безусловно интересен Григорий Шалакин, выразительны снимки (жаль, небольшая подборка) такого мэтра, как Юрий Дьяконов из Кемерова.

К слову, Юрий Васильевич на правах гостя и представителя областной  столицы отметил почетными грамотами активистов, выражаясь языком советских времен, нынешнего состава фотоклуба «Сибирь» Константина Горбунова (он ответственный секретарь клуба, тащил главный груз организации выставки), Рашида Шайдулина, Оганеса Дерояна, Владислава Холзакова, Ирину Галактионову и, разумеется, Юрия Романова.

Я думаю, выбор правильный. Рашид Шайдулин, любящий снимать какие-то милые простые вещи и пейзажи, здорово вырос в последние годы. Как и Оганес Дероян. Владислав Холзаков известен своим невероятным чувством цвета, его пейзажи в этом смысле необыкновенны (и в этом плане совсем непонятно появление в самом центре его подборки снимка с туповатыми мордами каких-то шоуменов — Господи, кто это придумал? Ведь рядом — «Радость встречи», обыкновенная, но хорошая по эмоциям и цвету картинка!). У Ирины Галактионовой есть шикарная тема «Дети шахтерских окраин», глубокая, сильная. Но она (или все-таки устроители выставок?!) почему-то предпочитает какие-то фотографические «семечки».

А есть еще интересный Игорь Муравьев, впрочем, не проявляющий себя с должной настойчивостью, Елена Панькова с ее живописными натюрмортами, Ирина Батина с подборкой экспериментальных снимков, Дмитрий Тенсин, ищущий необычного в обычном, просто эпические фотографии Евгения Губанова, успевающего, впрочем, на сенокосной страде увидеть красивых девушек в тени стогов, впервые на выставке клуба (если не ошибаюсь) появился Владимир Пилипенко (у него есть прекрасные снимки из серии «Окраина») и жаждущая — я знаю — снимать хорошо Надежда Еленёва. Я назвал далеко не всех. И это обещает продолжение.

В любом случае стоит сходить и посмотреть.

Андрей Краевский

NK-TV.COM

 

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Кадровые подвижки

В Управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Новокузнецка руководитель о…