Рецессия сводит на нет значительные достижения России в области сокращения бедности, а снижение доходов населения, в свою очередь, тормозит восстановление экономического роста. Такие выводы содержатся в докладе Всемирного банка (ВБ) «Долгий путь к восстановлению экономики», который был представлен в среду.

Специалисты ВБ отмечают, что в 2015 году уровень бедности в России повысился с 11,2% до 13,4%, в то время как численность бедного населения увеличилась на 3,1 млн человек, достигнув в общей сложности 19,2 млн человек. Высокая инфляция также сократила реальные зарплаты на 9,5% в 2015 году, при этом другие источники доходов, не связанные зарплатой, такие как пенсии и другие трансферты, были проиндексированы на величину ниже общей инфляции.

Впрочем, отмечается в докладе ВБ, вследствие снижения реальных зарплат влияние рецессии на рынок труда оказалось менее болезненным, при этом уровень безработицы повысился лишь незначительно с рекордно низкого уровня в 5,3% в 2014 году до 5,6% в 2015-м.

Особенно повлиял на процесс снижения доходов и увеличения уровня бедности, указывает ВБ, второй шок, обусловленный ухудшением условий торговли в 2015 году. Он привел к дальнейшему ослаблению рубля и сохранению негативного воздействия девальвации на потребление домохозяйств. «Следствием этого, наряду с ограничением на импорт продовольствия, введенным в 2014 году, стал всплеск инфляции до двузначного уровня в первом полугодии 2015 года. В то же время на фоне незначительного роста номинальных зарплат в частном секторе и ограниченной индексации зарплат и трансфертов в государственном секторе в первом полугодии 2015 года потребление домохозяйств сократилось в среднем на 7,5% к соответствующему периоду предыдущего года», — отмечается в докладе.

В августе 2015 года девальвация рубля возобновилась, а в ноябре-декабре усилилась, указывается в докладе. В результате негативное воздействие, обусловленное ухудшением условий внешней торговли, на покупательную способность домохозяйств продолжилось. «Падение реальных доходов в условиях неизменно высоких процентных ставок осложнило возможности домохозяйств по обслуживанию долга и привлечению новых кредитов. В результате на протяжении второго полугодия 2015 года спрос домохозяйств сохранялся на чрезвычайно низком уровне, при этом, согласно оценкам, его снижение составило 11,4% к соответствующему периоду предыдущего года. Совокупное потребление сократилось на 7,5%, при этом его общий вклад в снижение экономического роста в 2015 году составил 5,4 процентного пункта», — пишут специалисты ВБ. Это более чем вдвое превышает отрицательный вклад, отмечавшийся в период мирового финансового кризиса.

Специалисты ВБ прогнозируют, что уровень бедности будет расти и далее в рамках всех сценариев, базового или пессимистического. Это обусловлено продолжающимся умеренным ростом безработицы и лишь незначительным ростом доходов, поскольку план консолидации бюджета не дает возможности правительству наращивать расходы на борьбу с бедностью. В рамках базового сценария численность бедного населения в 2016 году увеличится еще на 1,1 млн человек, а уровень бедность повысится до 14,2%. «Такой рост сведет на нет успехи, достигнутые за последние десять лет, и станет самым значительным увеличением за период после экономического кризиса 1998–1999 годов. По мере улучшения прогнозируемого роста экономики ожидается стабилизация уровня бедности», — отмечается в докладе.

При этом ВБ отмечает, что негативные факторы, обусловившие наступление рецессии в России, демонстрируют некоторые признаки ослабления. Однако, согласно текущему базовому сценарию Всемирного банка, в 2016 году вновь ожидается дальнейшее сокращение российской экономики на 1,9%.

Прогноз ВБ отличается от того, что ожидают российские монетарные власти. Так, в обновленном докладе о денежно-кредитной политике ЦБ базовый сценарий на 2016 год предусматривает падение ВВП на 1,3–1,5%. Именно на этот сценарий сейчас ориентируется Банк России, ожидая его реализации. Рисковый сценарий, правда, предполагает сокращение экономики в этом году на 2–3%.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев полагает, что в этом году закончится спад и экономика выйдет на траекторию роста. На недавней встрече с представителями «Деловой России» он отметил, что в течение последних девяти месяцев российская экономика находится «в состоянии нерешительности». Помесячная динамика ВВП с очищенной сезонностью колеблется от минус 0,1% до плюс 0,1%.

Директор по аналитике и исследованиям Промсвязьбанка Николай Кащеев согласен, что значимость внутреннего спроса для развития экономики сейчас велика. По его мнению, в условиях санкций и падения внешнего спроса именно внутреннее потребление выходит на первый план.

Главный экономист Национального рейтингового агентства Максим Васин полагает, что, безусловно, падение доходов населения приводит к падению розничных продаж, спаду в других отраслях (например, строительстве), которые в значительной степени зависят от спроса населения. Однако он не считает этот фактор доминирующим. По его мнению, гораздо важнее структурные перекосы экономики и спад инвестиций.

http://izvestia.ru/news/608942#ixzz4577HkYmW

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Военно-спортивный многофункциональный

Продолжается строительство военно-спортивного комплекса в границах Сосновского сельского п…