Города похожи на людей: они только живут во много раз дольше, но так же, как и мы, рождаются, растут и умирают… и точно так же спешат и суетятся – в погоне за материальными благами. Они могут быть красивыми и не очень. Старыми и молодыми. Простыми и чванливыми. Добрыми к своим детям и не верящими ничьим слезам. Но все города – для кого-то – любимые. Потому что здесь мы сами когда-то родились, сбегали с лекций, чтобы побродить по этим улочкам, взявшись за руки, «выгуливали» детей в пятнистых от солнца и тени скверах, хотели бросить всё и уехать, провожали в последний путь друзей, грустили, мечтали…

дас-1

дас-2

дас-3

Новокузнецкому универмагу уже 60 лет, а причудливой лепнине, морёному дубу тяжёлых универмагских дверей и «слоновьим ножкам» чугунных фонарей хоть бы что! Так и встают перед глазами картинки середины 50-х… Это по тем временам – едва из голодного послевоенья! – просто шикарное здание, нынче затёртое стеклом и бетоном громадин полупустых ТРК, прописан на Кирова, 20.

Это сейчас она наша главная, центральная. А когда в начале 30-х взялись за её застройку, у неё даже имени не было – просто номер! Только в 35-м № 3-3, как она именовалась, удостоился высоко называться улицей Кирова, но полностью – от проспекта Курако до Левого берега, строго с запада на восток! – улица была сдана к 50-летию Новокузнецка в 1981 году. А через год – на смотре архитектурных достижений СССР! – её проектировщикам была присуждена премия Госгражданстроя.

Именем Кирова в СССР называлось гигантское количество объектов – несколько городов и даже группа островов в Карском море! Не говоря уже о такой «мелочёвке», как Ленинградский академический театр оперы и балеты, Кировский завод, крейсер Балтийского флота, двухбашенный танк, целая серия электровозов, предприятий, учебных заведений, военных частей, небольших населённых пунктов и море улиц.

дас-4

Даже после распада нерушимого Союза сохранились – непереименоваными! – больше 4000 проспектов, улиц и переулков Кирова… А у нас в Новокузнецке и памятник остался! Сергей Миронович Костриков (Киров – революционный псевдоним) был убит в 34-м в Ленинграде покушавшимся на него, якобы обиженным увольнением Леонидом Николаевым. После этого началась большая чистка, и из колыбели Октябрьской революции потянулся «кировский поток» высланных и репрессированных… Вполне, возможно, кто-то из них «дотянулся» в итоге и до тогдашнего Новокузнецка.

дас-5

 

Напротив универмага – сквер. Скамейки, на которых можно целоваться, дорожки, по которым довольно приятно катать плоды всех этих поцелуев – коляски с новорожденной новокузнецкой малышнёй… И остро вспарывающий мохнатое облако «серебряный меч» – это памятник комсомольской славы. И сквер, и памятник были открыты в начале 80-х –

буквально за пару лет до перестройки, в конце концов, оставившей от этого самого комсомола рожки да ножки.

Подросшие новорожденные 80-х тоже постарались – кто-то оторвал прямо с памятника орден Ленина, кто-то всласть «повандалил» у пилона, посвящённого городским комсомольцам, воевавшим в лыжной батальоне на Карельском фронте… И даже не поленились сковырнуть с места тяжеленную плиту, чтобы достать оттуда письмо, оставленное тогдашним комсомолом нам, своему будущему, своим потомкам… Что там было написано – неизвестно. Пропало прошлое!

дас-8

Светолюбивые лиственницы растут, как получается. Кому вдосталь солнышка – не жалуются. Кроны, оказавшиеся в тени сестёр, выглядят бедными сиротками… Просто их – как и другие деревья в нашем городе – садили и садят, как на душу ляжет, без знания жизни, какую они из века в век ведут в природе. А ведь большинство из них постоянно конфликтуют друг с другом – липа всегда победит сосну, берёза заслонит от солнца лиственницу.

дас-9

Очень милая аллейка получилась, правда?! Сюда перекочевали Ленин, Павка Корчагин, знаменосец, барабанщик, горнист… Все отбитые места восстановили – стоят теперь, улыбаются чему-то.

дас-10

А здесь живёт настоящий лесной дятел! На глаза человеку он, конечно, старается не попасться, но если посторожить – можно увидеть, как крепконосый пернатый шустро прыгает вверх по своему дуплу, цепляясь внутри когтями!

дас-11

Геннадий Арсентьевич Емельянов – его мемориальная табличка висит на Кирова, 10, был птицей совсем другого полёта… Я помню, как в детстве читала написанную им фантастическую повесть «Истины на камне», а оказывается – он жил почти что по соседству! Вот такие открытия – в городе, который, кажется, знаешь на зубок…

Фантаст моего детства родился в селе Курагино (это Красноярский край), учился журналистике в МГУ, а после учёбы попал по распределению – тогда всех распределяли! – на Запсиб, который только строился, где получил уважаемую должность редактора многотиражной газеты «Металлургстрой». Был членом Союза писателей СССР, куда попал, конечно же, не за «истины на камне», а за такие увлекательные книжки, как «Запсиб – железная держава» и «Горячий стаж»… Жил в Новокузнецке – и посвятил нашему городу книгу «Мой Новокузнецк»!

Инна Ким, фото кандидата педагогических наук, учёного секретаря Кузнецкого отделения Русского географического общества Юрия Иванова.

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Пациенты в коридорах, мертвые голуби и бездомные собаки: что происходит в 1 горбольнице Новокузнецка 

Первая городская больница Новокузнецка не всегда может похвастаться чистотой и своевременн…