В России растут запасы семян ели и сосны — в сезоне-2014/15 лесоводами собрано 154,3 т семян хвойных при плане 105 т. Результат превысил на четверть показатель прошлой зимы (123 тонны) и в два раза — итог сезона-2012/13 (74 т семян хвойных). Об этом «Известиям» сообщил Владимир Дмитриев, руководитель пресс-службы Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз). Большая часть собранных семян пойдет на посадку молодого леса.

Всего, по прогнозам ведомства, в текущий заготовительный сезон, который продлится до осени, планируется собрать до 360 т семян различных лесных растений. Объем текущих резервов семян лесных растений в Рослесхозе оценивают в 280,3 т при потребности в 252,5 т.

— В этом сезоне по всей восточной части европейской территории России — в Кирове, Удмуртии, Пермском крае, Башкирии, Екатеринбурге, в Тюмени был очень хороший урожай ели, несколько годовых норм, — говорит замдиректора екатеринбургского филиала ФГБУ «Российский центр защиты леса» (учреждение подведомственно Рослесхозу) Виктор Корепанов. — Обычно после такого богатого урожая года 3–4 урожаи бывают очень низкими или их вообще может не быть. Не каждый год является урожайным, поэтому в урожайный стараются собрать как можно больше: запас урожайных годов перетекает в резерв. Что касается сосновых шишек, то их урожаи на протяжении последних лет достаточно стабильны.

Сбор семян идет в рамках госпрограмм по воспроизводству лесных ресурсов (в частности, госпрограммы по развитию лесного хозяйства с 2013 по 2020 год), а также в рамках лесозаготовок.

— По правилам лесовосстановления, сколько вырубили леса, столько нужно и восстановить. Частные компании арендуют леса и ведут в них лесозаготовки, они могут восстанавливать лес сами или платить специализированным лесничествам, которые могут выполнить лесопосадочные работы, — сказал завкафедрой лесоводства Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова Евгений Кузнецов.

В регионах работа по заготовке семян организована по-разному: где-то используется закупка шишек у населения, где-то организованы специальные учреждения, где-то шишки собирают учащиеся школьных лесничеств, местные жители, студенты лесных техникумов во время практических занятий, зарабатывая и постигая азы профессии. Собирают семена с помощью различных лестниц и подъемников, а также специальных приспособлений для сбора шишек. Кузнецов отметил, что шишки легче заготавливать там, где ведутся лесозаготовки и рубки — в этом случае сельские жители могут собирать шишки с поваленных деревьев, но этот метод устарел.

Добиться рекордного урожая в условиях текущего экономического кризиса помогли безработные сельские жители. Гендиректор ООО «Тума-Рязань-Лес» (фирма занимается арендой и искусственным восстановлением леса и имеет собственный сосновый питомник) Виктор Васькин подтвердил, что в текущем сезоне его хозяйство собрало порядка 16 т сосновых шишек благодаря активности населения.

— Мы собираем только созревшие, нераскрывшиеся шишки, а мелкие не принимаем. Шишки заготавливают наши люди, а еще мы покупаем их по 20 рублей за 1 кг у сельского населения, которое в этом году сдало шишек гораздо больше, чем в предыдущем. Прием мы закончили 15 января, но и в феврале шли звонки с просьбой приехать и забрать шишки. В этому году были семьи, которые сдавали по 600 кг, — заявил Васькин. — Сбор шишек — это трудная ручная работа. У каждой бригады свои приспособления и механизмы. Шишки могут сбиваться с веток деревьев длинными палками. Но самый оптимальный и безвредный метод — это сбор шишек при помощи лестниц. А сбивание шишек палками и обрезание сучков нежелательно для здоровья деревьев.

После сбора шишки оправляют в шишкосушилки, где их перерабатывают: высушивают, извлекают семена, очищают их от мусора, отделяют от семян крылатки, сортируют и отправляют на хранение. На каждую партию семян заводится свой паспорт, и затем определяется их качество. Цикл просушки и получения чистых семян составляет от 3 до 5 дней. По словам Васькина, хорошим показателем считается 10 кг семян с 1 т шишек. В настоящее время в России эксплуатируется около 200 шишкосушилок разного возраста, конструкции и производительности, отметил Владимир Дмитриев из Рослесхоза. Большинство их построено в 1960–1970-е годы, и обеспеченность необходимым оборудованием для заготовки семенного сырья, его переработки и хранения год от года ухудшается.

— Двухлетние саженцы из своего соснового питомника мы высаживаем на паханные участки в лесу в пределах 4 тыс. саженцев на 1 га. После 20 лет убираются лишние деревья, если один ствол мешает другому, в 40 лет проходят санитарные вырубки. А спелыми насаждения считаются в 85 лет, — описал Васькин сосновый жизненный цикл.

В Рослесхозе отметили, что по некоторым породам (кедр, дуб) собирать все семена преступно, так как они являются кормом для лесных птиц животных, а на Дальнем Востоке от урожая кедра зависит благополучие тигра. Кедр хорошо плодоносит раз в 4–5 лет. Лесники стараются сделать запасы семян из-за насекомых-вредителей, которые способны погубить весь урожай семян в урожайный год.

Ежегодно в России искусственное лесовосстановление проводится на площади 180–200 тыс. га, а содействие естественному возобновлению — на площади около 650 тыс. га. При благоприятных условиях ежегодно необходимо засевать в лесных питомниках площадь около тыс. 700 га — в последние годы фокус в российском лесоводстве сменился с искусственного на естественное лесовосстановление, сетует Корепанов: снижается потребность в семенах.

— В нашем регионе потребность в советские времена составляла 10–15 т семян, а сейчас около 1,5 т, то есть объем посадок лесных культур уменьшился примерно в 10 раз, — подытожил Корепанов. Завлабораторией техногенных лесных систем Института леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения РАН Александр Шишикин подтвердил, что по сравнению с советскими временами сейчас объем цикла лесовосстановления уменьшился в 10 раз.

— Даже в последние застойные годы СССР до 30% семян собиралось с семенных плантаций, то есть с улучшенных деревьев. Для России это колоссальная цифра. Сейчас таких селекционных объектов, по крайней мере в Сибири, нет. Нет ни одного лесхоза, который бы по-настоящему занимался выращиванием посадочного материала в питомниках, — говорит Шишикин. — В Европейской части России, где побольше денег, арендаторы могут позволить себе сбор шишек, да и в Сибири сейчас море свободных рук. Но в целом арендатору это невыгодно. Лесное хозяйство затратно, так как дает результат через 40–50 лет.

Старший научный сотрудник Лаборатории динамики и продуктивности таежных лесов Института леса Карельского научного центра РАН Борис Раевский отмечает, что форма аренды леса в России не стимулирует арендатора к заботе об увеличении продуктивности лесов.

— Наша аренда не может обеспечить интенсивный уровень лесного хозяйства. Арендатор берет лес на 50 лет (минимальный срок). За эти годы арендатор преимущественно занимается рубкой, что не стимулирует его на вложения в лесное хозяйство, — считает Раевский. — Кстати, собственно количество собранных шишек не всегда отражает биологический урожай в лесу. Чаще бывает ситуация, что урожай неплохой, а шишки никто не собирает. Но сейчас обстановка нормальная.

http://izvestia.ru/news/584081#ixzz3Ubvhsv2i

Еще
Еще Забавные новости

Один комментарий

  1. Аннушка

    18.03.2015 09:46 в 09:46

    Хорошо, что не грибов

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Новая дорога снова становится опасной

На дороге Новокузнецк-Костенково, недавно отстроенной разрезом «Березовский», завершаются …