Госдума может вернуться к обсуждению поправок к закону о СМИ, которые обяжут телекомпании и радиостанции хранить записи всех их прямых эфиров в течение года. Это необходимо, считают депутаты, для нормального разбора, в том числе судебного, возникающих споров по тем или иным передачам. Сейчас годовое хранение положено для предвыборных материалов.
Законопроект лежит в Госдуме более года из-за негативных замечаний правительства. Главная его претензия заключается в том, что организациям телерадиовещания придется пойти на большие расходы для годового хранения записей всего массива трансляций, а ведь многие из них получают дотации из госбюджета. Указано депутатам и на то, что, судя по тексту, речь идет не только об общественно-политических, но и о «массовых развлекательных и праздничных передачах».
И действительно, группа парламентариев из «Единой России» и «Справедливой России» еще в декабре 2013 года предложила обязать телеканалы и радиостанции – «в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров» – хранить записи не только произведенных собственными усилиями передач, но и любых прямых эфиров. Сейчас, кстати, срок хранения составляет всего месяц. На год же ныне оставляются в архивах лишь материалы предвыборного характера – естественно, после той или иной избирательной кампании. Однако депутаты подчеркивают, что для нормального разрешения возникающих споров по поводу какой-то переданной информации месячного срока недостаточно. Мол, «данное обстоятельство не позволяет заинтересованной стороне в полной мере воспользоваться механизмами защиты чести, достоинства и деловой репутации, содержащимися в гражданском, уголовном и административном законодательстве РФ».
Первое чтение данного законопроекта планировалось еще на май прошлого года, но было отложено как раз из-за проблем его финансовой затратности. Впрочем, соображения на этот счет, высказанные и в правительственном отзыве, и в заключении комитета ГД по конституционному законодательству, не помешали тому, что количество авторов документа с первоначальных четырех в конце концов выросло до 13 человек. И вот теперь комитет ГД по информполитике решил вернуться к этим поправкам к закону о СМИ. Уже принято решение, что рассмотреть их могут в течение марта.
Верный же признак того, что инициатива сделать электронные СМИ более доступными для претензий и исков, то есть такими, которыми сейчас являются и СМИ печатные, не будет отклонена, – сохранение под документом всех депутатских подписей. Обычно первыми начинают «бежать» от неперспективного закона именно единороссы. Однако автограф вице-спикера ГД Сергея Железняка под ним пока остается. Не отзывает подписи и глава комитета по информполитике Леонид Левин.
Интересно, что уже сейчас многие радиостанции и телеканалы хранят на своих интернет-сайтах все вышедшие прямые эфиры. Однако, указывают депутаты, ссылаясь на действующую норму, официальные их копии СМИ предоставлять отказываются. Между тем физическое или юридическое лицо имеет право подать на СМИ в суд и за клевету, и за распространение порочащих сведений, и за оскорбление, а значит, у истцов должно быть право доступа к доказательной базе. Тем более что «увеличение расходов телерадиовещательных организаций, связанное с расширением перечня обязательных для хранения материалов, также не может быть принято во внимание из-за существующей ценовой политики на технические средства, обеспечивающие хранение информационных материалов».