После затяжного перерыва Театр-студия SV показал на камерной своей площадке в Культурном центре СибГИУ пилотный спектакль «Оскар и Розовая Дама» по одноименной новелле (повести, мини-роману?) Эрика-Эмманюэля Шмитта.
Шмитт – один из самых читаемых и играемых на сцене современных французских авторов. «Оскар и Розовая Дама» в 2004 году названа читателями книгой, которая изменила их жизнь, как, скажем, Библия или «Маленький принц».
В книге два главных персонажа – десятилетний мальчик Оскар, умирающий от лейкемии, и Розовая Дама, она же – Бабушка Роза, больничная нянечка, старающаяся поддержать малыша и рассказывающая ему поучительные истории из своей жизни , в которой она будто бы была борцом кэтча и сражалась с такими монстрами ринга как Сара Ап- и – Шмяк, атлеткой, вечно намазывавшейся маслом, или Королевской Титькой из Бельгии, которая поглощала по три кило мяса в день, запивая это бочонком пива: один запах перебродившего мяса с пивом валил соперниц с ног. Розовой Даме каждый раз приходилось выкручиваться из сложнейших ситуаций.
Чтобы поддержать Оскара, находчивая Бабушка Роза предлагает ему напрямую обратиться к Богу – через письма, которые, собственно, и становятся содержанием пьесы.
У Театра- студии SV это превратилось в моноспектакль – то есть в спектакль одного актера, играющего и Оскара, и Бабушку Розу. Невероятную по сложности роль и для маститого актера играет семнадцатилетняя Дарья Догадова, которая, насколько мы знаем, только будет поступать в театральное училище, а пока занимается в Театре – студии SV.
Даша сыграла прекрасно, совершенно естественно переходя от одного персонажа к другому: от скороговорки мальчугана к «взвешенным» суждениям Бабушки Розы, она разыгрывала образы то одного, то другого. К слову, после просмотра спектакля я снова взял книгу Шмитта и поймал себя на том, ее герои говорят интонациями Даши Догадовой. Значит, убедила. И более того – под занавес пьесы, наверное, не только у меня навернулась слеза…
Помню, еще Аристотель говорил об очищении души через пережитое с помощью искусства страдание.
Наверное, можно с умным видом сделать Даше пару замечаний, например, о том, что театр требует акцентированной – театральной – не совсем «как в жизни» подачи текста, что иной раз ее захлестывали эмоции, и она «съедала» окончания слов. Но, честно говоря, это же может быть и достоинством… Так что не будем.
Зато хочется отметить другого героя дня – режиссера спектакля и руководителя Театра – студии SV Семена Цибрюка, сумевшего вывести представление на высокий уровень. Это касается не только игры Даши Догадовой, но и организации сценического пространства. Сцена была заполнена минимумом предметов, но почти каждый из них, как ружье на стене, которое должно выстрелить, в конце концов стреляло: голубой шарик становился девочкой Пегги Блю , у которой голубое от болезни лицо…
Словом, достоинств у постановки было куда больше, чем недостатков ( я их не приметил, но говорю так — на всякий случай).
Семен Цибрюк говорит о желании вынести спектакль на большую сцену. Честно говоря, это было бы здорово. На мой взгляд, это был бы замечательный театральный опыт.
Андрей Краевский