Зарплата остается основным мотивирующим фактором для большинства россиян, однако его значимость постепенно снижается, свидетельствуют данные исследования Kelly Services. Уровень материального вознаграждения стимулирует 64% респондентов, годом ранее этот показатель был на 8% выше. Зато набирают популярность масштабные и интересные задачи (40%) и комфортная атмосфера в компании (36%).
На первый взгляд, это можно расценить как положительную тенденцию. В развитых странах интерес к работе и ее результат стоят на первом месте, а уровень оплаты труда не попадает даже в тройку лидеров. Но в современной России подобные перемены в мировоззрении россиян могут отражать влияние кризиса.
Социологи давно доказали, что сам по себе высокий уровень дохода людей не стимулирует, а любая прибавка к жалованию подстегивает усердие лишь на короткий период. Но если есть возможность заработать хоть немного больше, грех от нее отказаться. И до недавних пор кадровый рынок поставлял подобные предложения в достаточном количестве, деньги служили главным мерилом привлекательности вакансии, и работодатели были вынуждены подстраиваться под ситуацию, постоянно увеличивая фонд оплаты труда.
Когда же зарплаты не растут, а кое-где даже снижаются, и былая стратегия увеличения материального довольствия путем перехода с места на место уже не срабатывает, то есть, рассчитывать на повышение оклада все равно не приходится, как бы усердно человек не трудился, на первый план выходят другие стимулы.
Возможности карьерного роста, кстати, тоже потеряли несколько позиций в иерархии ценностей, хотя по-прежнему важны (33%). Если раньше продвижение вверх было в большинстве случаев связано с аналогичными изменениями в зарплате, то сегодня все чаще работодатели пытаются возложить на подчиненных дополнительные функции за те же деньги, и нередко на руководящих должностях предлагают оклад, на который прежде не всякий уважающий себя рядовой специалист согласился бы. Такой карьерный рост многих уже не устраивает.
Похожая метаморфоза произошла с официальным оформлением. Этот фактор, оставаясь одним из главных (31%), тоже стал менее значимым. Зато каждый пятый россиянин (21%) согласен мириться с фактором неофициального трудоустройства, а 17% — с отсутствием социальных гарантий, если зарплата устраивает. Весьма интересный момент, на который стоит обратить внимание представителям российского Минтруда, с упорством, достойным лучшего применения, пытающимся продавить налог на тунеядцев.
Ведомство объясняет свою настойчивость желанием выманить бизнес из тени. По логике чиновников, удар по карману самих работников заставит их требовать от работодателя официального оформления. Данные Kelly Services подтверждают мнение независимых экспертов о том, что сейчас не самое подходящее время для подобных нововведений. Рынок труда стал рынком работодателей, именно они диктуют условия, а позиции работника в кризис уязвимы, ему тяжелее отстаивать свои права. В лучшем случае сотрудников будут просто оформлять по минимальной ставке, которую тот же Минтруд, между прочим, не видит смысла повышать даже до уровня официального прожиточного минимума, о чем на днях заявил глава ведомства Максим Топилин.
Вызывает вопросы и администрирование данного налога. Каким образом государство заставит людей его платить, если они откажутся сделать это добровольно, и не обладают никаким ликвидным имуществом, на которое можно было бы обратить взыскание?
Возвращаясь к вопросам мотивации, стоит отметить, что россияне также обращают внимание на профессионализм коллег (19%), репутацию компании, возможность обучения и работы над зарубежными проектами (по 16%) и наличие гибкого графика (15%). Меньше всего волнуют российских специалистов удобное местоположение офиса (8%) и отсутствие переработок (3%).
Продолжает расти и лояльность россиян по отношению к текущему работодателю: по сравнению с прошлым годом она прибавила один процент, достигнув 87% от трудоустроенных граждан. В новой работе заинтересованы 67% опрошенных по сравнению с 70% годом ранее. «Сегодня ситуация на рынке труда мало располагает к смене работы: одни боятся рисковать и менять знакомого работодателя на неизвестную компанию. Другие, изучив рынок, понимают, что хороших предложений не так много и начинают выше ценить то, что имеют», — констатирует авторы исследования.
Предпочтения россиян в отношении выбора работодателя практически не изменились. Наиболее привлекательной для большинства респондентов является возможность работы в компаниях, лидирующих в своих отраслях. При этом 39% респондентов отдают предпочтение международным организациям, а 29% — российским. Третье по степени популярности место (18%) занимает просто возможность работать в международной компании, независимо от ее позиций на рынке.
Как ни странно, менее привлекательным для россиян является государственный сектор — работа в российской государственной компании или структуре интересует лишь 10 и 8 процентов опрошенных. Это несколько противоречит утверждениям других социологов, согласно которым в кризис наши граждане, напротив, стремятся устроиться именно в государственные органы, где гарантирован стабильный заработок.
Среди дополнительных факторов, оказывающих влияние на мотивацию россиян, самыми важными российские работники считают ДМС, корпоративное обучение, медицинскую страховку для членов семьи и оплату транспортных расходов, компенсацию питания, льготные программы кредитования и оплату мобильной связи. Менее популярны корпоративные мероприятия, опционные и пенсионные программы, а также страхование жизни.
При достаточной оплате труда российские работники готовы мириться с рутинной и малоинтересной работой (44%) и регулярными переработками (40%), а почти треть респондентов не против отказаться от возможности карьерного роста. В меньшей степени они согласны терпеть собственное отрицательное отношение к компании, а также плохие условия труда и плохое отношение руководства. При этом 4% готовы смириться с любыми сложностями, а 19% — не станут мириться ни с одним из этих факторов, так как не считают деньги достаточным мотиватором.