В Новокузнецке судят предпринимательницу за мошенничество. Пресс-служба прокуратуры Кемеровской области опубликовала сообщение об этом уголовном деле («В суд направлено уголовное дело о совершении мошенничества в сфере страхования на 26 млн. руб.» ), а наш корреспондент Алексей Иванов изложил суть обвинения в своём материале «Как обмануть страховую компанию?». Однако подсудимая вину не признаёт. А в правосудии заложен принцип состязательности сторон. И этика журналистики требует выслушать обе стороны конфликта. Я изучил объёмное обвинительное заключение по этому уголовному делу. По моему мнению, отличная от обвинения версия событий выглядит в моих глазах настолько убедительно, что, надеюсь, судебный процесс закончится постановлением оправдательного приговора.
Предпринимательница с безупречной репутацией
Итак. В Новокузнецке живёт предпринимательница Елена Кушнарёва. Много лет она является учредителем и директором ООО «Русь». Это общество раньше активно занималось риэлторской деятельностью. Я долго искал в Интернете, изучал раздел «Судебное делопроизводство» на сайтах местных судов, расспрашивал знакомых директоров агентств недвижимости. Ничего предосудительного найти не удалось: название фирмы и фамилия её руководителя нигде не фигурируют в историях про чёрных риэлторов, в суды против ООО «Русь» и Кушнарёвой не подавались иски и предпринимательнице не выносили приговоры, коллеги по цеху не слышали об этом обществе и его директоре ничего плохого.
За много лет репутация – не замарана!
Как бизнесу выжить в кризис
С 2009 года из-за кризиса на рынке недвижимости доходы ООО «Русь» существенно понизились. На выручку Елене Кушнарёвой пришёл знакомый предприниматель Евгений Захаров. Он предложил Елене Александровне торговать канцелярией, строительными материалами и другими товарами народного потребления. Предпринимательница помогала напарнику, оформляя мелкооптовые сделки через своё юридическое лицо и предоставляя ему оборотные средства.
В 2013 году Захаров предложил Кушнарёвой законно приобрести крупную партию товара и законно заработать за счёт его продажи мелким оптом и в розницу. Елена Александровна, доверяя партнёру, выделила на этот проект 9 миллионов рублей, остальные деньги Захарову дал другой новокузнецкий предприниматель — Валерий Солоп. Для хранения товара Захаров нашёл склад на шоссе Северном в Заводском районе, а Кушнарёва арендовала его как директор ООО «Русь».
Оценка страховщиков: товара – на 28 миллионов
В 2014 году Захаров предложил Кушнарёвой застраховать большую партию товара на этом складе. Напарник выбрал ООО «Росгосстрах» (впоследствии реорганизованное в ПАО «Российская государственная страховая компания»), где его хорошо знали, так как он в течение 15 лет страховал там свой автомобиль. Захаров отнёс в «Росгосстрах» необходимые для такой сделки документы и фотографии товара на складе.
Для определения стоимости имущества страховщики создали комиссию из трёх своих специалистов и проинспектировали заставленное коробками помещение. По итогам проверки профессионалами было высказано два замечания: здание нужно оборудовать пожарно-охранной сигнализацией, а коробки с товаром более аккуратно расставить на стеллажах. Кушнарёва выделила деньги, Захаров заказал установку оборудования. Коробки подровняли. После чего два специалиста «Росгосстраха» опять осмотрели склад.
Побывал на складе и видел своими глазами товар и предприниматель Солоп. Он предполагал вложиться в открытие небольшого магазинчика по продаже этого имущества и захотел лично убедиться в его наличии.
Страховщики (по результатам комиссионной инспекции, после изучения документов и фотографий) оценили увиденное ими имущество в 28 миллионов рублей. В конце мая 2014 года Елена Кушнарёва от имени ООО «Русь» подписала с ООО «Росгосстрах» договор страхования и оплатила страховой взнос в сумме 157 тысяч рублей.
Поджог – спустя три месяца
В начале сентября 2014 года на складе произошёл пожар.
Прибывшие на место пожарные расчёты, а следом дознаватели МЧС пришли к выводам, что случившееся – умышленный поджог и на момент пожара товара на складе не было. В обгоревших коробках были обнаружены мусор и макулатура.
Полиция уничтожает улики
В итоге в отдел полиции «Заводской» поступило два сообщения о случившемся. Информация пожарных о поджоге и заявление Елены Кушнарёвой о поджоге и хищении товара. Кроме того, Елена Александровна передала старшему следователю Алиеву, который специализируется в ОП «Заводской» на раскрытии поджогов, диск с записями с камер видеонаблюдения, направленных на склад и территорию вокруг него.
Вот изложение рассказа профессионала Алиева о его действиях с важным вещественным доказательством: «Он посчитал необходимым сохранить данный жесткий диск для изучения и побоялся, что если диск останется у Кушнаревой, то может быть утрачен…Так как копирование с диска не возможно было осуществить по техническим причинам, то ему пришлось «вырезать» данное видео с диска и перенести на свой компьютер, а после того, как он просмотрел его, то он его со своего компьютера удалил. Таким образом, у него на руках остался, что называется «пустой» диск, то есть без видеозаписи».
По закону видеодоказательство должно было быть просмотрено с участием понятых, должен был быть составлен протокол осмотра, а видеозапись сохранена. Ничего этого сделано не было. И на сегодня мы можем только верить или не верить оправданиям старшего следователя Алиева о том, что загруженный делами офицер добросовестно отсмотрел многодневное видео с нескольких камер и удалил его, посчитав, что на записях нет ничего, что могло бы помочь следствию.
Хищение – тоже страховой случай
Но если застрахованное имущество не сгорело, а было украдено – это ведь тоже страховой случай. Не платить в такой ситуации предпринимателю миллионы можно только при одних обстоятельствах. Обвинив в случившемся самого предпринимателя. Что «Росгосстрах» и сделал.
Заявление страховщиков с обвинением своей клиентки Кушнарёвой в мошенничестве попало в Межрайонный отдел Управления экономической безопасности областной полиции (ранее подобные структуры назывались ОБЭП, ОБХСС). Речь идёт о подразделении, расположенном в Новокузнецке. И это логично: все описываемые события происходили в Новокузнецке, и все их участники живут в этом же городе.
Прослушка по заданию… Прокопьевска
Здесь важно сказать, что в Прокопьевске есть свой подобный отдел. Который в расследовании поджога в складе, расположенном в Заводском районе Новокузнецка, никакого участия не принимал. Да и не должен был: согласно логике и такому понятию, как юрисдикция.
Но мне показалось важным написать об этом здесь вот почему. Согласно официально рассекреченным данным об оперативно-розыскной деятельности, полиция прослушивала Кушнарёву и Захарова. Разрешение на ограничение конституционных прав этих людей (на тайну телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи) дал судья областного суда в Новокузнецке (здесь есть филиал облсуда – его постоянная сессия). Так вот, ходатайства о прослушке в отношении новокузнечан в суд подал… начальник отдела МВД РФ по городу Прокопьевску.
При чём тут начальник полиции Прокопьевска? Ответа нет. Поэтому дарю областному управлению ФСБ и Управлению собственной безопасности областной полиции свою версию событий. Мне кажется, что страховщики очень сильно не хотели расставаться со своими миллионами. А начальник полиции Новокузнецка полковник Коган (в прошлом – бывший начальник ОБЭП, хорошо знакомый с расследованием подобной категории дел) не захотел мараться в этом сомнительном деле.
А иначе как объяснить, что новокузнецкие сыщики с новокузнецким делом зашли к судье в Новокузнецке через Прокопьевск? Зачем бы им ещё понадобился подобный крюк?
Кто подделал доказательства?
Судя по расшифровкам разговоров Кушнарёвой и Захарова, собеседники, на мой взгляд, ничего криминального не говорили. Партнёры обсуждали необходимость восстановления документов, подтверждающих происхождение товара, так как ноутбук и финансовые бумаги хранились в складе и пострадали при пожаре.
На допросах Елена Кушнарёва рассказала, что Евгений Захаров, купивший товар, сам восстановил документы и передал их ей. А Елена Александровна, по рекомендации партнёра, обратилась в арбитражный суд с иском к страховщику о выплате ущерба.
Однако суд Кушнарёвой в иске отказал. По документам, восстановленным Захаровым, основным их поставщиком значилось ООО «Регион-Стандарт». Однако арбитраж, разослав массу запросов, не смог найти информацию ни о местонахождении этого общества, ни о его финансовой деятельности. А также не смог добиться явки в суд учредителя и директора «Регион-Стандарта» Михаила Обыскалова. В итоге арбитраж пришёл к выводу «о недоказанности истцом надлежащими доказательствами по делу как факта приобретения им и оприходования на складе товара по представленным в дело товарным накладным, так и фактическое нахождение указанного товара на складе по адресу г. Новокузнецк, шоссе Северное, 20 на дату пожара».
После чего личностью Михаила Обыскалова заинтересовалось следствие. Люди в погонах нашли Михаила Алексеевича за три недели. И вот что он рассказал на допросе: «Обыскалов М.А. показал, что директором фирмы ООО «Регион-Стандарт» ИНН 2221064373 никогда не являлся, также никогда не являлся учредителем, директором, руководителем, представителем других коммерческих организаций. Ранее о названии фирмы ООО «Регион-Стандарт» никогда не слышал. Полагает, что в документации Общества указываются его данные как директора, вследствие утраты им в 2004г. — 2005г. паспорта, на который неизвестные ему граждане могли зарегистрировать различные фирмы. Также его неоднократно вызывали сотрудники полиции г. Новоалтайска Алтайского края и г. Новосибирска для дачи показаний по поводу его деятельности в различных коммерческих организациях, к которым он также никакого отношения не имеет».
В итоге Елене Кушнарёвой было предъявлено обвинение в фальсификации доказательств по гражданскому делу лицом, участвовавшим в деле. Хотя, на мой взгляд, «вина» Елены Александровны заключается лишь в том, что она разрешила Евгению Захарову осуществить его проект через свою фирму. А Захарова, инициатива которого видна в деле невооружённым глазом, обвинили всего лишь в пособничестве Кушнарёвой. Ведь не он же приносил поддельные документы в арбитраж.
На 28 миллионов был застрахован… воздух?
Кроме того в Следственном отделе Новокузнецка, где проводилось предварительное разбирательство этой истории, пришли к выводу, что крупной партии застрахованного товара вообще не существовало в природе. И предъявили партнёрам по бизнесу ещё одно обвинение – в покушении на мошенничество в сфере страхования.
А как же тогда комиссионная инспекция страховщиков? Следствие пришло к выводу, что Кушнарёва и Захаров, разместив на складе штучный товар и пустые коробки, ввели в заблуждение комиссию «Росгосстраха». Если поверить версии следствия, то получается, что страховщики застраховали на 28 миллионов воздух?
И что же «Росгосстрах»? На протяжении всего следствия и в арбитраже они стояли на своём: товар был! И, по моему мнению, с этим стоит согласиться: поддельные документы на товар ещё не означают, что его не было. Он мог быть приобретён Захаровым у людей, которым позже по каким то причинам не захотелось объясняться о происхождении этого имущества с силовиками.
Навигация выдаёт пассажира?
Есть в материалах этого уголовного дела и такой факт. Люди в погонах выяснили, что Евгений Захаров в 2014 году брал напрокат машину у предпринимателя, занимающегося сдачей в аренду автомобилей. Хозяин автомобилей рассказал, что с августа машины брал только Захаров, а договор аренды был оформлен на имя Кушнарёвой только в ноябре.
Оказалось, что весь транспорт предпринимателя оборудован GPS-навигацией. В итоге, было установлено, что арендованный Захаровым автомобиль 30 и 31 августа неоднократно был на Северном шоссе в Заводском районе – недалеко от арендованного склада. А 1 сентября склад подожгли.
В итоге следствие делает смелый вывод, что эти данные позволяют установить маршрут передвижения Кушнарёвой и Захарова накануне пожара. Хотя GPS-навигация фиксирует лишь маршрут, но не наличие пассажира в салоне.
При этом обвинение в поджоге вообще никому не предъявлялось. В материалах уголовного дела сказано, что Кушнарёва и Захаров воспользовались пожаром, произошедшим в арендованном складе. Тогда к чему в обвинительном заключении информация о маршруте передвижения автомобиля накануне пожара?
Тайна сомнительного розыска
И самая важная часть этой истории – объявление Елены Кушнарёвой в федеральный розыск. Хотя она никуда не скрывалась.
В ноябре 2015 года, пока шло предварительное следствие, скончался Евгений Захаров. В декабре Елену Кушнарёву объявили в розыск как скрывшуюся от следствия. Елена Александровна жила дома, устраивала поминки по партнёру и близкому человеку, звонила следователю (есть распечатка этих телефонных соединений). И только когда её, когда она была за рулём, остановили работники ГИБДД и проверили по полицейской базе данных, Кушнарёва узнала от патрульных, что её ищут.
Елена Александровна и её адвокат обжаловали в Центральный районный суд Новокузнецка постановление о её розыске. В суде женщина — следователь пояснила, что в розыск Кушнарёву она объявила потому, что подозреваемая якобы по повесткам к ней не являлась, телефон её был отключен, а дома её не было. И районный суд, поверив офицеру на слово, признал розыск законным. Но решение районного суда отменил суд областной: следователь не представила доказательств своим утверждениям, а суд не проверил эти факты и нарушил правило состязательности сторон. Дело направили на новое рассмотрение в тот же суд, но другому судье. При повторном рассмотрении жалобы Кушнарёвой, новый судья отказался вникать в детали конфликта потому, что расследование уголовного дела (пока длилась тяжба о законности розыска) было завершено, и теперь якобы поздно разбираться в том, был ли при объявлении розыска нарушен закон.
По моему мнению, следствию понадобилось приостановить, потянуть расследование, а законных оснований к этому не нашлось. Вот, как мне кажется, и придумали: объявим-ка её в розыск!
А зачем людям в погонах тянуть с расследованием? Возможно, силовики ждали, когда иск Елены Кушнарёвой пройдёт все инстанции арбитража, чтобы получить доказательства её вины в одном преступлении и дать ей совершить второе.
Напомню, что Кушнарёву в итоге обвинили в покушении на мошенничество (она не смогла доказать легальность приобретения товара и следствие оценило это как изначальное отсутствие этого имущества, то есть обман – что важно для квалификации мошенничества). Кроме того, похоже, ждали, когда она проиграет все инстанции с поддельными документами, что даст основания обвинить её в фальсификации доказательств по гражданскому делу лицом, участвовавшим в деле.
Но в законе нет такого основания для приостановления уголовного дела, чтобы дать подозреваемой совершить второе преступление. Правоохранители должны не множить нарушения закона, а предотвращать их.
Но есть такое основание как розыск…
Зачем я рассказываю о кухне правосудия и размышляю о том, какое лукавство за этим может стоять? Большинству обывателей, боюсь, глубоко безразлично, законным или незаконным путём были собраны доказательства. А кое-кто, наверняка, одобрит сомнительные методы силовиков. Но эти же люди заговорят совсем по-другому, если сами или их близкие по стечению каких-либо обстоятельств ошибочно попадут под подозрение людей в погонах.
Мне кажется важным прояснить до конца сомнительную ситуацию с розыском Кушнарёвой и прослушиванием её телефона. И, если незаконность этих действий будет доказана, оправдать её по формальным обстоятельствам. Хотя, повторюсь, я и так не вижу в этой истории её криминальной вины.
Моя версия случившегося
Мне очень трудно размышлять о возможной подоплёке этой истории потому, что одного из обвиняемых уже нет в живых. О мёртвом либо хорошо, либо никак. К тому же мы уже никогда не узнаем, совершал ли он те преступления, в которых его обвинили. Уголовное преследование против этого человека прекращено в связи с его смертью. А значит — в отношении него уже не будет постановлен обвинительный (или оправдательный) приговор. И все мы знаем конституционное правило: преступником человека можно назвать только после вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Будь моя воля, я бы вообще не стал публично называть имя этого человека. Написал бы так: Евгений З. Но в предыдущей публикации об этой истории фамилия уже названа.
А теперь моё мнение об этой драме. Похоже, что смерть спасла Захарова от колонии. Его неоднократные поездки к складу накануне пожара наводят на мысль: а не он ли вывез товар накануне поджога?
А Елена Кушнарёва, на мой взгляд, жертва партнёра и своей влюблённости в него. Похоже, что он использовал её втёмную. Почему же тогда просто не прекратить это уголовное дело? Посчитать его раскрытым. Никто же не будет ругать силовиков за «висяк».
Кому выгодно затянуть Елену Кушнарёву в эту криминальную историю? Предполагаю, что страховщикам. Если бы дело было прекращено из-за смерти единственного обвиняемого, а Елену Александровну признали бы потерпевшей – «Российской государственной страховой компании» пришлось бы возмещать клиентке многомиллионный ущерб.
Такова, в противовес обвинению, моя версия этой истории. А правосудный приговор пусть постановит суд. Надеюсь, что он не сломает понапрасну жизнь женщине с безупречной в прошлом репутацией, которая сегодня в одиночку воспитывает несовершеннолетнего ребёнка.
Михаил Зеленчуков
На снимках: Елена Кушнарева в зале суда
Автору можно написать по адресу: zelenchukov@nk-tv.com
Фото Алексея Иванова
NK-TV.COM
Читатель3797
07.11.2016 10:34 в 10:34
хрен знает кто тут прав
Читатель8127
07.11.2016 18:37 в 18:37
Хорошая статья.. Надеюсь ее оправдают, мне кажется, что она не виновата.
Читатель135244
07.11.2016 18:43 в 18:43
Интересно, если судья по этому делу — бывший гособвинитель из прокуратуры, возможно ли объективное разбирательство этой истории?
Читатель17238
07.11.2016 19:48 в 19:48
«О мёртвом либо хорошо, либо никак».
Михаил в настоящем переводе поговорка звучит так — о мертвом либо ничего, либо ПРАВДУ! Учите историю.
Леха
07.11.2016 20:05 в 20:05
Пипец
Читатель24270
07.11.2016 20:06 в 20:06
Это баба не такая уж и простая как позиционирует себя
Читатель0181
28.11.2016 03:56 в 03:56
А правосудный приговор пусть постановит суд.
А по русски писать не пробовал? Например правоправный и вынесет суд…