Честно говоря, немного надоело слушать упреки в том, что националистическое крыло оппозиции не в состоянии, дескать, предложить «конструктивной повестки» и «продуманной программы реформ». На самом деле — задача решается очень просто: надо признать тот факт, что русский национализм представлен НЕ ТОЛЬКО т.н. «правым движем».
Упомянутый «движ» — это во многом молодежная субкультура, густо завязаннная на соцсети и прочие интернет-ресурсы. И в силу своей природы, «правый движ» никогда не выдаст упомянутую «конструктивную повестку».
Но, ура! Русский национализм — явление намного более широкое, эту идеологию разделяет много умных, серьезных и, главное, информированных людей. Которые часто озвучивают свои предложения вслух. И тем самым — уже сегодня вовсю формируют эту самую программу реформ. Другое дело, что их труды пока не сконцентрированы в виде брошюры «Как нам перестать разлагаться и построить великую Россию». Ну тому есть и объективные причины. Например, продуманная программа реформ не вместится в одну брошюру — слишком «много букв». А попыткам создания общероссийского форума по обмену мнениями до сих пор успешно мешает государственная репрессивная машина.
Но тем не менее работа идет. И в качестве примера — три текста, от трех разных людей, посвященные трем направлениям строительства национального государства и общества в России. Для удобства восприятия — даю тексты интервью (краткое изложение сути на понятном рядовому гражданину языке), а не многостраничных экспертных докладов, подготовленных этими же авторами.
Итак, текст первый. Интервью с доктором экономических наук, директором крупного оборонного предприятия в 1992-2012 гг .(сумевшим полностью сохранить и даже увеличить производственную базу этого предприятия) Валерием Григорьевичем Эдвабником (участвовал в написании проекта программы одной из новосозданных политических партий).
— Валерий Григорьевич, как в предложенном варианте программы затронута тема развития Сибири?
— Поскольку Сибирь – неотъемлемая часть России, то в той или иной степени все наши предложения касаются интересов жителей нашего региона. Но ряд вопросов для нас более актуальны, чем для жителей Рязанской или Псковской областей. Как, например, все, что связано с добычей природных ресурсов. Еще Ломоносов говорил, что богатство России будет прирастать Сибирью. Увы, но сегодня от разработки сибирских недр прирастает богатство не страны, а ряда крупных корпораций, которые платят некие концессионные сборы, а затем практически бесконтрольно пользуются месторождениями. Чтобы исправить это, мы предлагаем национализировать недра и природные ресурсы страны. Заметьте, речь не идет о национализации самой добывающей отрасли – все оборудование остается в собственности нынешних владельцев. Но их деятельность должна строиться на основе государственного заказа, то есть государство будет влиять на цену сырья и объемы его добычи. Согласование цен государством как заказчиком позволит, с одной стороны, не допускать получения сверхприбылей частным предпринимателям за счет доступа к природным ресурсам, а с другой стороны, даст существенный рост поступлений в федеральный бюджет.
Что мы получим в результате. Компании, чтобы получать высокий доход, надо будет идти по пути модернизации своей деятельности, повышения эффективности работы. Хищническое отношение к природным богатствам страны, которое часто имеет место сегодня, станет невыгодным, те, кто не смогут перестроиться – будут вынуждены уйти с рынка (а государство как регулятор ускорит этот процесс). С другой стороны, сдерживание «аппетитов» добывающих компаний затормозит рост цен на источники энергии. А это исключит практически неконтролируемый рост цен в ЖКХ и на транспорте и поможет избежать «ценовых ножниц» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
— Многие экономисты говорят, что для устойчивого развития России надо слезть с «нефтяной иглы». А какие еще векторы развития экономики Сибири, помимо национализации недр, предлагаете Вы?
— А Сибирь никогда не была только «кладовой природных ресурсов». Еще с 30-х годов прошлого века у нас стали строиться большие заводы, преимущественно оборонной специфики. Новосибирские «Сибсельмаш» и завод имени Чкалова, Омский танкостроительный и многие другие промышленные гиганты стали «визитной карточкой» сибирских городов. Конечно, непродуманные и непоследовательные действия руководства страны в последние десятилетия серьезно подорвали сибирское машиностроение. Но, к счастью, у нашей «оборонки» оказался огромный запас прочности, прежде всего благодаря самоотверженной работе тысяч рабочих и инженеров. И пусть сегодня многие заводы и не в лучшей форме, но в целом промышленность в Сибири не погибла. Теперь ей нужен толчок для развития.
— Согласно госпрограмме «2020» в оборонную промышленность стали вкладывать немалые средства. Разве этого недостаточно?
— Конечно, увеличение финансирования промышленных предприятий можно только приветствовать. Но важно не только – сколько денег будет выделено, но и как они будут потрачены. Для того, чтобы государственная поддержка дала максимальный эффект, мы предлагаем провести комплекс дополнительных мероприятий. Надо установить новый порядок отбора и финансирования проектов, включенных в федеральную целевую программу «Развитие ОПК». Готовить такие проекты должны предприятия любых форм собственности. Все проекты должны проходить правительственную экспертизу с представлением заключений профильных организаций по созданию вооружения и военной техники. Все средства должны выделяться на возвратной основе. Причем срок возврата не должен превышать 10 лет. Только тогда государство будет поддерживать производство передовой и конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Также необходимо упразднить искусственно созданные госкорпорации и вернуться к системно-отраслевому принципу управления оборонной промышленности. А также — стимулировать создание региональных кластеров и продвигать государственно-частное партнерство в ОПК, в том числе за счет упрощения процедуры создания новых оборонных производств.
— Порой звучат опасения, что госпрограмма развития ОПК втянет страну в новую «гонку вооружений», и надо вместо этого развивать инновационные производства.
— Те, кто так говорит, часто забывают, что большая часть инноваций как раз и рождается в «оборонке». Интернет, системы спутниковой связи и навигации, современная авиация – в основе всего этого лежат изначально военные разработки. Есть такие примеры и в нашем городе. Приборы, разработанные в «НИИ Электронных приборов» для военных самолетов, сегодня применяются для повышения безопасности полетов гражданской авиации. А технологии производства нанокерамики, внедряемые на холдинге «НЭВЗ-Союз», позволяют изготавливать как бронекерамику для армии, так и современные медицинские импланты. Вообще, значительная часть оборонных технологий имеет так называемое «двойное назначение» — военное и гражданское. Поэтому для внедрения инноваций в Сибири лучше всего подходят как раз предприятия оборонно-промышленного комплекса. Хотя бы в силу того, что у них есть соответствующая производственная база и кадры.
— Кстати о кадрах. Известно, что низкая плотность населения в Сибири и отток рабочих рук в европейскую часть страны и за границу также тормозят развитие нашей экономики. И уже звучат предложения о массовом переселении сюда людей, в частности – из государств Средней Азии.
— Конечно, экономический рост при недостатке рабочих рук невозможен. Но часто качество этих рабочих рук во многом определяет, по какому пути пойдет развитие экономики. Известно, что государства Средней Азии или та же Монголия располагают внушительными запасами природных ископаемых. То есть с сырьевой базой для развития экономики у них все в порядке. Но в этих странах нет такого развитого добывающего комплекса как у нас. Не говоря уж о более технологичных отраслях – машиностроении, химической промышленности и т.п. Причина – нехватка квалифицированных кадров. Их не хватало и в советское время, а сегодня система профтехобразования в этих странах находится в еще худшем состоянии. Поэтому молодежь из этих стран ищет работу за границей, в России в том числе. Но и здесь речь идет о работе, не требующей особой подготовки – дворники, грузчики, разнорабочие и т.д. Если мы будем в заселении Сибири опираться на жителей этих стран – никакой высокотехнологичной экономики мы не получим. Потому что современное производство требует сложной многолетней подготовки занятых в нем специалистов, и вчерашние дехкане не смогут их заменить.
— Высококвалифицированные специалисты сегодня востребованы на рынке труда повсеместно. Как привлечь их в Сибирь?
— На самом деле тактику привлечения «нужных» категорий населения на сибирские земли отработали еще при Александре III. Именно при нем стали предлагать крестьянам-переселенцам бесплатные земельные участки. В итоге в Сибири появилось много новых деревень, образовался мощный аграрный комплекс, население сибирских губерний выросло в разы. Столыпинская переселенческая программа стала, по сути, завершающим этапом этой политики. Конечно, земельным участком инженера или программиста не заманишь. Но государство может предоставлять жилье – бесплатно или за 20% от стоимости – в обмен на определенный срок работы на сибирском предприятии. Дать гражданам и бизнесу (задействованному в производственном секторе экономики) налоговые льготы. Предоставить приезжающим работу по специальности и достойную зарплату. Тогда Сибирь станет привлекательной как для квалифицированных специалистов, так и для предпринимателей. Приток таких людей и позволит развивать современные высокотехнологичные производства. А богатейшая сырьевая база «под боком» станет дополнительным «козырем» сибирской промышленности на мировом рынке.
Василий Крюков
http://www.goslyudi.ru