В зрительном зале Дома творческих союзов уютно погашен свет – и звучит когда-то знаменитое на весь СССР «Время, вперёд!» В моём детстве с этой музыки начинались главные новости страны. А человек, который нас здесь собрал, вполне мог её слышать и в одноимённой кинодраме, которую сняли больше полувека назад. Например, в «Коммунаре» или в «Октябре». Это неважно. Имеет значение только одно: время, которое в свиридовской сюите будто рвёт и полощет юный безудержный ветер, останавливается кадрами уникальной романовской фотохроники, за которой следишь, замирая сердцем.

А идущие по экрану одна за другой работы Юрия Романова, и правда, воспринимаются документально. Они удивительные: искренние, бесхитростные, пронзительные. Они словно чёрно-белое время давно канувшей эпохи, о которой рассказывают. Снежная крупа, бьющая по лицу, как мотыльки по зажжённой лампе. Солнечные брызги водопада. Реки, горы, смешные «пузатые» автобусы, просвеченные солнцем городские парки.

И даже когда в его фотографиях появляется цвет, настроение в них по-прежнему остаётся «чёрно-белым»: искренним, юным, влюблённым.

На творческий вечер фотохудожника собрались близкие ему по духу люди: друзья, товарищи, «самые-самые» фотографы Новокузнецка и Кузбасса. Все они тепло называли Юрия Александровича «хроникёром от бога». Это действительно так.

У людей на фотографиях Романова улыбки и глаза героев. Такое не разыграешь перед фотокамерой. Просто они так чувствовали и жили – это было время суровой романтики. Прекрасное. Величественное. Простое. Честное. Юрий Романов – он недавно разменял девятый десяток – сам из этого времени. Безусловно, он человек другой эпохи. Если хотите – её поэт. И поэт родных чудес земли, до которых сутками шагал, таща на себе 30-килограммовый рюкзак, и которые как никто умел видеть.

Все его снимки – как стихи. Хотя фотографировать он начал из-за технической необходимости делать фотоотчёты по походам, в которых бывал. И походные фотографии получались у него самыми проникновенными. На Колыме, где нет дорог – только одна якутская трасса, а так, где грейдер прошёл – там и дорога. И где сопки в косматой шкуре лиственниц и сильные ветра – летом они дуют с холодных морей, а зимой наоборот. У юго-восточного берега Чукотского полуострова, выступающего на востоке мысом Лысая Голова. На северо-востоке Якутии. На Кантегире. И, конечно, на нашем Кузнецком Алатау.

Юрий Романов родился в довоенном Сталинске 1939 года, когда весь наш город был гораздо меньше нынешнего Центрального района. Но в парках играли оркестры. А детсадовцы вместе со своей воспитательницей ходили слушать радиоконцерты на Главпочту. Ещё в детстве он записался в туристический кружок, а к тому времени туризм у нас в стране окончательно и бесповоротно превратился в спорт. В 950-ти городских и районных турклубах занимались восемь миллионов человек. Более 200 тысяч советских граждан ежегодно отправлялись в спортивные походы до шестой категории сложности.

В старших классах Юрий Романов получил первый разряд по спортивному туризму. И с тех пор не пропускал ни одного похода ни зимой, ни летом. Только последнее время перестал ходить на Поднебесные Зубья. Так что как фотохудожник он состоялся благодаря любви к «перемене мест». Даже свою первую фотовыставку он «принёс» из далёкой экспедиции, которая ни много ни мало – пыталась открыть тайны Тунгусского метеорита!

25-летнего парня взяли на Подкаменную Тунгусску обычным рабочим. Тот поход за тайнами длился 52 дня и был нелёгким. А когда Юрий вернулся, он первым делом проявил плёнки.

Инга Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Кузбасс субсидирует реализацию проекта Сбера

Порядок предоставления субсидии для финансового обеспечения текущей деятельности АНО «Школ…