Более трёх лет житель Прокопьевска Андрей Закурнаев пытается добиться справедливости и доказать причастность сотрудников новокузнецкой полиции к его избиению и пыткам. После многочисленных отказов следствия о возбуждении уголовного дела в декабре 2017 года Андрею и его защитнику удалось встретиться с высокопоставленными представителями Генеральной прокуратуры в Москве и рассказать о намеренном укрывательстве фактов произвола со стороны офицеров полиции и нежелании сотрудников следственного комитета подойти к объективному расследованию преступления. Материалы проверок показали необоснованность и незаконность в отказе о возбуждении уголовного дела. Казалось, что после жалоб в столичные инстанции дело о полицейском произволе сдвинулось с «мёртвой точки».
Однако оперативные работники, подозреваемые в превышении полномочий, до сих пор не признаны фигурантами уголовного дела, несмотря на ряд неоспоримых доказательств, подтверждающих их причастность к совершённому преступлению. Бесконечные постановления о прекращении уголовного дела, замена следователей, отписки и явные попытки следствия любыми способами «оправдать» действия стражей порядка не останавливают жителя Кузбасса от своего законного права-добиться справедливого решения и привлечь к ответственности тех, кто издевался над ним в полицейском кабинете в присутствии следователя. Создана парадоксальная ситуация. Прокуратура признает действия следственного комитета по вынесенным решениям незаконными. А СК, по сути, занимается укрывательством оперативников и бывшего коллеги, инициировавшего «расправу» над человеком. Мало того, следственные органы, очевидно посчитав, что «профессионально» выполнили свою задачу, намерены вовсе прекратить расследование по этому скандальному делу.
Жертвой правоохранительного произвола Андрей Закурнаев стал в октябре 2015 года, когда оказался «свидетелем» по делу родного брата Рината, которому следствие инкриминировало ряд особо тяжких преступлений. Следователю по особо важным делам Денису Ивлеву любой ценой было важно добиться, или, точнее сказать, «выбить» нужные показания, обличающие «преступника». Андрей оказался удобной «мишенью». Сценарий по устрашению свидетеля был продуман до мелочей. 20 октября 2015 года жителя Прокопьевска задержали неизвестные граждане (позже выяснилось, что это были оперативные работники новокузнецкой полиции), перекрыв дорогу иномарке, в которой он находился. «Нужного свидетеля» силой пересадили в свой автомобиль и доставили в Новокузнецк для допроса. Сам Андрей рассказал, что беседа с полицейскими походила на садистский допрос в камере пыток. На него надели наручники, избивали, душили, требуя дать «признательные показания» о поджоге частного дома, в котором сгорели люди. «Ты должен сказать, что видел, как твой брат поджигал дом, а другого ответа нам не надо», -требовали те, кто устраивал допрос. По словам Андрея, за процессом экзекуции наблюдал тот самый следователь, которому было важно получить «ложные показания». Задержанный заявил, что не собирается клеветать на брата. В ответ из него «пообещали сделать инвалида» или же быть более сговорчивым.
Следователь рассказал, что нужно написать в документах и «пригласил» своего знакомого адвоката, чтобы придать происходящему законность действий. По дальнейшему сценарию, отработанному следователем, избитого свидетеля ночью привезли в Прокопьевск на улицу Нагорную, где произошёл пожар в мае 2005 года. Андрея в присутствии нужных понятых заставили подписать документы. При этом, по словам задержанного прокопчанина, следователь Ивлев фиксировал процесс на камеру. После проведённых мероприятий, устроивших сотрудника следственного комитета, избитого человека повезли в травматологический пункт. «Меня завели к врачу в наручниках. Я рассказал, что у меня сильные боли в голове и стал показывать синяки от побоев, но врач молча сидел и слушал, затем он, не осмотрев меня, сказал мне: ожидайте в коридоре. Я вышел, следом за мной в кабинет к врачу зашёл оперативный работник. Спустя некоторое время он вышел от врача, сел в машину и уехал. Не дождавшись приглашения, в кабинет врача зашёл я, спросил справку, на что врач мне ответил: Вашу справку я уже отдал сотруднику, спрашивайте у него» (из показаний Андрея Закурнаева). После общения с работниками правоохранительных структур, которые всё-таки «выбили» нужные для дела показания, житель Прокопьевска оказался на больничной койке. В течение десяти дней он находился на лечении в кемеровской больнице №3 с диагнозом: сотрясение головного мозга, перелом костей носа, ушибы, гематомы мягких тканей головы, лица, грудной клетки, верхних конечностей, поясничной области.
Андрей Закурнаев написал заявление, что отказывается от показаний, данных под пытками и обратился с соответствующими заявлениями в прокуратуру и следственный комитет на противозаконные действия сотрудников полиции и следователя. Доследственная проверка по жалобе Андрея Закурнаева длилась два года. Под формулировкой «в связи с отсутствием состава преступления» было получено более 20 отказов в возбуждении уголовного дела. Одиночные пикеты в поддержку Андрея под лозунгами «Остановите кемеровских инквизиторов!» прошли у здания Государственной Думы и силовых ведомств в Москве. Как было сказано выше, в декабре 2017 года житель Прокопьевска попал на приём в Генеральную прокуратуру. Андрей Закурнаев изложил обстоятельства криминальной истории и сообщил, что следователи намеренно занимаются волокитой, «покрывая преступников». Сотрудники полиции, на которых указывал Андрей, были допрошены поверхностно. Не был опрошен врач-травматолог, беседовавший с пациентом. Вскрылись и другие факты, о которых следствие предпочло «умолчать». Кстати, следователь по особо важным делам, которая вела «полицейское дело» уволилась с занимаемой должности (авт. прим.). Кемеровская областная прокуратура постановила отменить решение об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем по особо важным делам. В итоге 12-го февраля 2018 года было возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий, совершённое должностным лицом с применением насилия». В постановлении указано, что с 20-го по 21-ое октября 2015 года неустановленные сотрудники правоохранительных органов Новокузнецка, находясь при исполнении должностных обязанностей в неустановленном месте применили к А.Э. Закурнаеву физическое насилие, причинив вред здоровью и физическую боль. Хотя сам пострадавший чётко описывал время, место, все события, которые происходили в тот день. Стали известны и имена оперативных работников, которые «беседовали» с Андреем. Кстати, двое офицеров полиции, оказавшихся под подозрением, были вынуждены уволиться из правоохранительных органов.
За время расследования «полицейского дела» сменилось пять следователей, были проведены очные ставки между подозреваемыми и жителем Прокопьевска, многочисленные следственные действия, допрошены свидетели, установлен факт причинения вреда здоровью Андрею Закурнаеву. Однако, как бы это абсурдно не звучало, но виновных в избиении человека установить…так и не удалось. 20 февраля 2019 года следователем СК было вынесено очередное постановление о прекращении уголовного дела «в связи с отсутствием состава преступления в деянии данных лиц». Поводом, по мнению работника СК, стали…многочисленные противоречия в показаниях. В частности, из текста постановления о прекращении уголовного дела следует, что между потерпевшим и свидетелем (врач-травматолог) была проведена очная ставка, «которая не устранила противоречия в их показаниях». Однако данный вывод следствия не основан на материалах уголовного дела. В ходе проведения очной ставки медицинский работник пояснил, что осматривал пациента поверхностно, верхнюю одежду потерпевший не снимал, поэтому врач заявил, что не знает были ли под одеждой телесные повреждения. При этом травматолог показал, что Андрей Закурнаев сообщил, что был избит и он дал указание медицинским работникам о передаче сообщения по этому случаю в правоохранительные органы. Кроме того, в ходе проведения очной ставки свидетелю на обозрение был представлен ответ из Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 24.10.2016 года, согласно которому, справка об обращении в травматологическое отделение была выдана сотруднику полиции (одному из подозреваемых по делу), так как пациент находился в наручниках. После чего, врач-травматолог допустил, что Андрей Закурнаев находился в наручниках. Однако при этом все вышеперечисленные обстоятельства следователем по непонятным причинам остались без внимания. Однако при этом в постановлении о прекращении уголовного не отражено, что справка была выдана сотруднику полиции, так как Закурнаев находился в наручниках(?).
Следствием был «найден» некий свидетель, который сообщает, что ему якобы известно, что Закурнаев «обращается к людям с просьбой о том, чтобы они давали какие-то показания и рассказывали какие-то события». Каким же образом работником СК был установлен данный свидетель и для чего? Для того, чтобы в очередной раз прекратить дело по формальным обстоятельствам и сокрыть факт преступления, совершённого сотрудниками полиции? В ходе расследования данного дела двое свидетелей, ставшими очевидцами того, как оперативники избивают Андрея Закурнаева, дали правдивые показания и опознали полицейских во время очных ставок. Однако эти свидетельские показания, обличающие оперативников, и, подтверждающих их причастность к должностному преступлению, следователь посчитала «невыгодными». Мало того, следователем сделаны оценочные выводы на основании некой экспертизы о том, что подозреваемые не причиняли Закурнаеву телесных повреждений. Однако факт причинения телесных повреждений жителю Прокопьевска 20 октября 2015 года подтверждается медицинскими документами, которые имеются в материалах уголовного дела. При этом, следователем так и не был допрошен работник СК Денис Ивлев, инициировавший допрос с пристрастием. В настоящее время он работает следователем в Краснодарском крае. Его показания, как участника событий октября 2015 года крайне важны, но следствие не считает нужным допросить коллегу. Есть что скрывать? К слову, данное постановление, «отписанное» очередным следователем, было признано незаконным и необоснованным. Прокуратура вернула дело на новое рассмотрение. Но каков будет результат? Вся эта криминальная история напоминает хождение по замкнутому кругу. Следственный комитет приостанавливает или прекращает «полицейское дело», потерпевшие пишут жалобы в надзорные органы, а прокуратура, усмотрев необоснованность в принятии решения, отправляет дело на новое расследование. При этом создаётся явное впечатление, что в каждой инстанции знают истинное положение вещей, имена фигурантов, причастных к превышению полномочий, ответственных начальников, «проглядевших» попустительство подчинённых. А дальше-тишина.
В одной из своих жалоб в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуру Кемеровской области Андрей Закурнаев написал, цитирую: «Все действия сотрудников следственного отдела по г. Новокузнецку, следственного управления СК РФ по Кемеровской области направлены на то, чтобы «прикрыть» преступление, совершённое сотрудниками полиции, а также бывшим следователем данного отдела Ивлевым. Следственный отдел не заинтересован в направлении данного уголовного дела в суд. Вынесение очередного постановления о прекращении уголовного дела явно свидетельствует о коррупционности сотрудников данного органа во главе с их руководителем. Я неоднократно на личном приёме обращался с жалобами к руководителю СК по Кемеровской области. Однако до настоящего времени следственный комитет упорно игнорирует доказательства вины сотрудников полиции и следователя».
Александр Новиков
Фото: Ok.ru
NK-TV.COM