Тёмный город, расплывающийся в огнях рекламы. Плоские колени крыш, укрытые уютным пледом снега. Облака. Спешащие прохожие, несущие усталыми плечами привычные заботы дня. Кто-то, заплетаясь, выходит из бара, говоря сам с собой. Торопливые человеческие шаги по тихим заснеженным улицам. И вдруг идущий золотым шпилем луч – какое-то чудесное воспоминание, небо, улыбка ребёнка. Будто бежишь, бежишь: домой, к невымытой посуде. И почему-то остановишься, поднимешь глаза. А там… Ой, мамочки! Разверзлись небеса. Это и есть джаз – хрупкая пружинка, соединяющая небытие с бытием, заводящая движение живого мира. Эта музыка навевает какие-то простые, приятные вещи: город, вечер, выпивка, смеющиеся влюблённые люди. Джаз жалуется: «Да так! Все дела…» Тревожит, переходя на пронзительность и нежность, а потом и вовсе – в шёпот о чём-то важном, вечном, неспешном, не прощающем суеты. Точно что-то доказывает: всё быстрее и горячее, – и, ах, катарсис!
Музыка об устройстве человека
И так каждый концерт – уже много-много лет в Новокузнецке! То выстукиваемая на рояле чёрно-белая весенняя маета: перестук каблуков и капели, и Душечка-Монро очаровательно перескакивает свисток поезда. То влюблённая болтовня саксофона. Ласковое говорение гитары. Осторожная трепетность контрабаса. Место, где происходит это чудо – музыка об устройстве человека, когда ты совершенно один в той темноте за глазами, появляющейся, как только их закрываешь, – знает, наверное, каждый новокузнечанин. Рядом с мостиком через чернеющую лужицу Абушки, на которой зимует неунывающая утиная братия, – трёхэтажный дом звонко развернувшимся аккордеоном. А на холодных клетках стены – удивительный, какой-то безумно трепетный портрет основателя «Геликона».
Почти под занавес ушедшего года наш джаз-клуб отпраздновал своё 35-летие: «Геликон» появился в городе в 1984 году благодаря человеку, которого все, кто его знал, называли тёплым именем «Толя». Он был замечательным – очень нежным и романтичным – джазовым пианистом. Дебютировал в ансамбле новокузнецкого трубача Александра Кабанова. А в 1980-е годы организовал собственное трио, которое успешно выступало на международных фестивалях в Москве и Санкт-Петербурге, Перми, Петрозаводске, Красноярске, Новосибирске.
Только «Толю» – Анатолия Берестова – неотступно преследовало желание создать в родном городе джаз-клуб! А когда он это всё-таки сделал, казалось бы, можно было успокоиться и играть любимую музыку в кругу таких же фанатов джаза… Но одного этого Анатолию Берестову оказалось мало, и он пошёл в Центральный райком комсомола, горком комсомола, международное бюро «Спутник». И в Новокузнецке при комсомольской поддержке начались вечера джаза: правда, на них приходило до обидного мало народу.
В мае 1987 года Берестов провёл свой первый фестиваль под названием «Панорама сибирского джаза» – с 1991 года подобные фестивали уже под названием «Джаз у Старой крепости» приобрели статус международных. В том же году ему удалось при помощи тогдашнего главы города Новокузнецк Сергея Мартина получить для джаз-клуба небольшое помещение в Городском танцевальном зале, а в 1996 году это здание полностью отошло «Геликону». В 2004-м он добился для своего детища статуса губернаторского джаз-клуба и торопился окончить и опубликовать книгу мемуаров «Романтики джаза», а на следующий год открыл в стенах «Геликона» первый в России и Европе Международный музей джаза. И всё это горя и сгорая – будто боясь опоздать!
Сегодня ты играешь джаз…
«35 лет назад Анатолий Берестов сумел легализовать в нашем городе джаз, сделать его «официальным», создать структуру», – рассказывает директор и художественный руководитель Губернаторского джаз-клуба «Геликон», продюсер международных фестивалей «Джаз у Старой крепости» имени А. Берестова и «Куzня Джаzz», певица, лауреат международных джазовых фестивалей Ольга Юшкова.
Однако «Геликон» появился в Новокузнецке не на пустом месте. Эту музыку знали и любили ещё в 1920-х. Первый в Сибири джазовый оркестр был организован в 1928 году в немецком посёлке Блюменфельд на территории нынешнего Алтайского края. А в 1930 году в далёкий сибирский край отправился на гастроли оркестр Теплицкого из Ленингра-да. И началось!
В начале 1930-х годов профессиональные музыканты, играющие джаз, собирались на базе радиокомитетов Новосибирска и Иркутска. Они развивали традиции эксцентричного музицирования, ставшего популярным в СССР благодаря всенародно любимому музыкальному кинофильму «Весёлые ребята». А в 1936 году в Сибири впервые выступили зарубежные джазмены – Чешский джаз-оркестр Скутецкого и «Фабиан Синкопэйторс» из Голландии.
Тогда же в Сталинске – нынешнем Новокузнецке – строители крупнейшего за Уралом металлургического завода во время субботников разбили Сад Металлургов и поставили там летний театр, музыкальную эстраду и танцевальную площадку, на которой играли любители духовых инструментов из рабочего кружка. Только сталинчане были недовольны их творчеством и жаловались в газету «Большевистская сталь» на дороговизну билетов, которые стоили целый рубль. Но главное – они раздражались его игрой.
«Оркестр духовой музыки под управлением капельмейстера товарища Алексеевского играет скверно, так что танцевать невозможно, потому что состоит он из начинающих кружковцев», – говорилось в письме трудящихся, опубликованном в газете 4 июня 1937 года. И уже на следующий день в ДК металлургов был собран коллектив, который сыгрался буквально за несколько часов, а своё первое выступление – попурри из оперетты «Гейша» – отыграл 6 июня!
В Сталинский джаз-оркестр входило около 20 профессиональных музыкантов и столько же любителей. Через две недели они начали выступать в Саду металлургов и вскоре стали выезжать в Горношорский район: «для обслуживания концертами рабочих лесокомбината и других коллективов». Оркестр играл сольные программы, аккомпанировал балетным спектаклям, подыгрывал сценам из опер в Театре металлургов. Впоследствии на базе джазового коллектива был создан городской симфонический оркестр, который участвовал во всех концертах, устраиваемых для советских рабочих и служащих, во всех городских концертах, фестивалях и конкурсах. И сопровождал в Новокузнецке каждый День города, начиная с первого в 1984 году. Так было до начала 1990-х, которые оркестр не пережил и распался.
В нашем городе всегда звучала лучшая музыка! В течение многих лет, начиная с 1950-х, джаз играл в кинотеатре «Коммунар» перед сеансами. К нам регулярно наезжали с гастролями именитые оркестры. И вплоть до 1980-х годов в любой организации, на любом предприятии можно было буквально за копейки приобрести абонемент на выступления первых артистов Советского Союза, которые давали в металлургическом Новокузнецке большие концерты.
«Первое время было очень сложно»
«Когда я была студенткой, часто посещала вечера джаза в педучилище, которые организовывал Берестов, особенно когда он привозил пианистов – я ведь училась этой профессии. Позже такие выступления были в кафе «Юность», Театре металлургов, ДК алюминщиков, драмтеатре, – вспоминает Ольга Юшкова, – А познакомили нас с Анатолием Михайловичем в 1994-м. Он был неординарным человеком, по-детски открытым и очень эмоциональным. Джазовой музыке был предан просто фанатично. Обожал джаз. Работать с ним было одно удовольствие. Он влюбил меня в джаз, дал возможность выступать с мировыми звёздами, участвовать в джем-сейшенах».
Основатель «Геликона» создал с молодой артисткой запоминающийся дуэт. Вместе они исполняли множество авторских джазовых программ и концертов, участвовали в международных проектах и фестивалях. С одной из таких программ – русскими народными песнями в джазовой обработке – они были в Москве и ездили по Сибири, выступали в филармониях Томска, Красноярска, Иркутска, Барнаула. Ольга Юшкова признаётся, что не связывала далеко идущих планов именно с «Геликоном», а просто занималась тем, что приносило ей удовольствие: преподавала, выступала. Но когда в 2006 году Анатолия Берестова не стало, она получила от губернатора Кузбасса предложение возглавить джаз-клуб, от которого невозможно было отказаться.
«Меня никто не спрашивал, хочу я этого или нет, смогу, не смогу, – рассказывает руководитель джаз-клуба, – Просто на мне вдруг оказался коллектив в 75 человек, крупнейший в стране джазовый фестиваль, концерты и звание «губернаторский», которому нужно соответствовать. А ещё все договора и платёжные поручения. И здание в 2000 квадратных метров, в котором должно быть тепло и светло. Так что пришлось осваивать новый для меня бизнес-процесс, изучать документы, законы, бюджетный кодекс. Первое время было очень сложно. Кто помогал Анатолию Берестову, почти все отошли от «геликоновских» дел. Я искала людей, которые могли бы профинансировать фестивали и концерты. И со временем появились друзья, которые помогают клубу и сегодня».
Благодаря спонсорам было капитально отремонтировано здание «Геликона», приобретены музыкальные инструменты, концертный зал оснащён лучшей за Уралом акустической аппаратурой.
Состав коллективов джаз-клуба почти кардинально обновился. По словам Ольги Юшковой, «Новый Кузнецкий Биг-Бэнд», «Кузнецкий Диксиленд», «Глэм джаз квартет» и многие другие вышли на новый, более высокий уровень исполнительского мастерства. Да и публика поменялась. Ведь многие поклонники джаза 1980-х и 1990-х годов уехали из Новокузнецка, кого-то не стало. Зато появились новые зрители, в том числе из Междуреченска, Белова, Кемерова, Томска. Причём в зрительном зале всегда много молодых лиц. А в тёплое время года коллективы «Геликона» сами идут в массы, выступая на открытых городских площадках.
Ощущение свободы
«Я всегда считала, что нужно заниматься филармонической деятельностью. Поэтому в «Геликоне» можно услышать не только джаз, но и классику, а в прошлом году было много блюзовых концертов, – подчёркивает Ольга Юшкова, – У нас звучит альтернативная музыка, и при этом мы набираем полные залы, а далеко не каждый в Новокузнецке может собрать целый зал на классический концерт. Просто у публики «Геликона» очень хороший вкус, а для того, чтобы он был, мы проделали – и делаем – огромную работу».
Кроме всего прочего, «Геликон» ещё и образовательный центр. В джазовой студии, где насчитывается более 150 участников, можно получить хорошую подготовку для поступления в музыкальный колледж или вуз.
В стенах джаз-клуба неоднократно выступали Бэнни Голсон, Майк Стерн, Дэбора Браун, Адам Нусбаум, Хэндрик Мёркенс, Джэф Тэйн Уотс, Роберт Анчиполовский, Жан Лу Лоньон, Эдди Гомес и многие другие. А также российские звёзды Лариса Долина, Сергей Жилин, Алексей Архиповский, Игорь Бутман, Давид Голощёкин, Даниил Крамер, Анатолий Кролл. Действующие музыкальные проекты «Геликона» – международный
фестиваль «Джаз у Старой крепости» имени А. Берестова, международный фестиваль «Куzня Джаzz» – признаны в России, считаются престижными в джазовой среде.
«Фестивали у нас масштабные, серьёзные, с хорошим списком звёзд, с хорошей атмосферой, – делится Ольга Юшкова, – Например, когда проводим фестиваль «Куzня Джаzz», а это девять-десять часов музыки под открытым небом, то наш джазовый праздник посещают более 30 000 человек. Люди свободно приходят, что-то слушают, уходят, возвращаются. А сейчас такой ритм жизни, что многие здесь встречают друзей, с которыми не виделись с прошлого фестиваля. И у всех ощущение свободы, кайфа, радости».
Рабочий день директора «Геликона» длится шесть-семь часов: переговоры с исполнителями со всего мира, обсуждение репертуарного плана. Затем начинаются вечерние концерты, которые Ольга Юшкова всегда ведёт сама. В общем, освобождается она не раньше десяти часов вечера. А во время международных фестивалей – в три часа ночи. А ещё она много работает как певица: записывает альбомы, выступает с сольными концертами, гастролирует по России.
«Замечательно, что в Новокузнецке есть место, куда можно прийти, отдохнуть, послушать хорошую качественную музыку, – говорит Ольга Юшкова, – Мы гордимся нашим «Геликоном». Считаю, что мне удалось главное – сохранить созданное Анатолием Михайловичем Берестовым. При этом я стараюсь поднять джаз-клуб на уровень, соответствующий сегодняшнему дню».
Инна Ким
NK-TV.COM