Представитель собственников Сибирской углепромышленной компании Феликс Нахшунов озвучил свою точку зрения на строительство угольного склада в районе погрузочной станции Тальжино Ценрального сельского поселения Новокузнецкого района.
Собственно он не сказал ничего более того, что озвучивалось уже на общественных слушаниях в Тальжино:
— В ноябре 2019 года прошли публичные слушания по вопросу строительства железнодорожной станции и погрузочного комплекса в районе п. ст. Тальжино Новокузнецкого района. По проекту погрузочный комплекс предлагается разместить на расстоянии более 3 км от ближайшей жилой застройки. Несмотря на довольно большое расстояние, граждане высказали беспокойство, что предприятие не будет соблюдать экологические нормы и обещания так и останутся обещаниями.
Руководство компании АО «СУПК» в лице Нахшунова Феликса заверило, что прислушалось к мнению населения и Главы Новокузнецкого муниципального района Андрея Шарнина об организации общественного контроля за деятельностью погрузочной станции. Помимо соблюдения обязательных правил, предусмотренных законодательством, гражданами совместно с Администрацией района будет создана рабочая группа по постоянному мониторингу экологической обстановки, граждане сами будут участвовать в общественном контроле и незамедлительно докладывать о каких-либо нарушениях. Предприятие же не станет чинить препятствий и будет оказывать всевозможное содействие. Мониторинг и отбор проб компания готова проводить совместно с представителями жителей поселка. Организация выполняет работы с четким пониманием необходимости исключения негативного влияния как вредных, так и опасных производственных факторов на состояние окружающей среды и объекты третьих лиц.
Также во время слушаний были определены основные потребности жителей поселка. В рамках достигнутых договоренностей АО «СУПК» берет на себя обязательства по ремонту дорог общего пользования в поселке, бурению скважины для питьевой воды, ремонту Дома культуры и обеспечению его необходимой мебелью и инвентарем. В подтверждение договоренностей сразу после слушаний между АО «СУПК» и Администрацией Новокузнецкого района подписано Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2020 год на сумму 15 млн.рублей, которое содержит условия ответственности компании по обеспечению достойных условий труда и быта жителей района. Денежные средства по указанному соглашению планируется направить на решение озвученных задач.
«Мы за честное партнерство, общественный контроль и регулярные встречи с жителями поселка необходимы нам так же, как и жителям. Работа угольной компании в третьем тысячелетии, это не варварское отношение к природным ресурсам, а грамотное «аккуратная» выемка данного нам Богом блага».
Нахшунов Феликс
Гладко только на бумаге
Если во время общественных слушаний акцент представителей угольного предприятия делался на социальное партнерство и соблюдение норм действующего законодательства, то в публичном заявлении Нахшунова приоритеты сдвинуты в сторону общественного контроля. Стоит отметить, что это самая с точки зрения пиара выигрышная стратегия.
Во-первых, само понятие общественного контроля очень размыто. Кто будет представлять эту самую общественность? Сегодняшние противники открытия углепогрузки или лояльные к угольщикам селяне (один такой очень активно уже выступал в поддержку планов угольщиков на общественных слушаниях)? Что помешает угольщикам создать свою инициативную группу, члены которой будут ставить подписи на документах? И тогда какому из общественных контролей доверять?
Во-вторых, людям, чья профессиональная сфера деятельность далека от угольной отрасли, сложно разобраться в нюансах технологии и показателей углепогрузки. Простой человек видит, летит угольная пыль в сторону его дома или нет. А превышают ли ее объемы ПДК или нет, профессионалы легко докажут общественникам «правильную» версию.
В-третьих, полномочия общественного контроля очень размыты. Поэтому угольщики и администрация Новокузнецкого района так легко пошли на уступки. В настоящее время даже федеральные надзорные органы вынуждены подолгу ждать решения суда, чтобы воздействовать на предприятия-нарушителей природоохранного законодательства. А что смогут сделать общественники? Собраться в клубе, как обещает Нахшунов, и сказать ему или его замам то, чем они не довольны? Так тальжинцы собирались и не раз, но народ так и остался не услышанным.
Возможно, в Кузбассе назрела необходимость создания общественной организации, которая бы имела полномочия и могла наработать опыт противостояния угольному беспределу. Но работа любой организации связана с расходами: транспортные затраты, связь, аренда офиса, при необходимости обращение за помощью к юристам и пр. Кто выступит спонсором этой организации и не начнет ли он диктовать свои условия общественникам? Ждать поддержки от органов власти, которая должна защищать интересы народа? Так уже есть общероссийский народный фронт, в который, кстати, вошли профессионалы. Что-то кардинально в стране, регионе, районе, Центральной сельской территории поменялось?
В данном конкретном случае выходом из ситуации могли бы стать четкие критерии деятельности предприятия, которые бы можно было бы проверить, как общественникам, так и представителям органов местного самоуправления. Например, в случае превышения ПДК по угольной пыли (на погрузке обещана своя лаборатория), предприятие прекращает подвоз угля. Если выходит из строя одна или несколько пылеподавляющих пушек, предприятие прекращает подвоз угля. Если предприятие трижды в течение года не выполняет этих своих обещаний, то сворачивает деятельность и восстанавливает территорию. Может быть, если быть более гибким в поиске компромисса, предложить тальжинцам в случае превышения ПДК санаторно-курортное лечение за счет СУПК: каждое разовое превышение ПДК в 2 раза – 10 человек, в 3 раза – 50 человек и т.д. Вот только под шлейф угольной пыли рискует попасть не только Тальжино, но и Атаманово, Мыски, дачные поселки. Им угольная пыль тоже здоровья не прибавит.
Для того чтобы люди поверили в экологичность будущей углепогрузки, СУПК следует не строить новую, а выкупить имеющуюся, например в Бородино, и навести там шик, блеск, красоту. Пока же слова о светлом угольном будущем не подкреплены ничем кроме упования на Бога.
Если уж поступать по-божески, как предлагает Нахшунов, то надо найти такое решение, при котором от аккуратной выемки данного нам Богом, лучше жизнь станет не только у представителей угольного клана, но и у жителей Тальжино, Атаманово, Мысков и других населенных пунктов, которым не повезло много лет назад поселиться там, где сегодня решили обосноваться угольщики. Ремонт дома культуры, водопроводная скважина и ремонт дороги это зона ответственности органов местного самоуправления. Почему выполнение обязательств чиновников должно стать достойной компенсацией неудобств, причиняемых угольным производством гражданам? Как-то не по заповедям Божьим все это. А ведь сказано: не убивай, не лжесвидетельствуй, не поминай имени Господа напрасно, не возжелай чужого. Пока угольщики нарушают больше заповедей, чем соблюдают.
Светлана Зеленина
NK-TV.COM
Комментарий
20.01.2020 16:53 в 16:53
Итак, есть местные чиновники и угольщики, а есть люди, живущие на этих территориях. Одни заживут еще богаче, а другие начнут дышать угольной пылью и болеть. Вот и все.
Местный
21.01.2020 00:47 в 00:47
Так с этой «богомольной» падалью не разговаривать надо. И уже давно. И скоро мы к этому неизбежно придём.