Серьезные технические ошибки в проектной документации, предоставляемой в Главгосэкспертизу стали обыденной реальностью.
Технические решения, которые могли привести к возникновению аварийных ситуаций обнаружены, сообщает Главгосэкспертиза, в 873 комплектах (26%) поданных на экспертизу документов. Причем доля отрицательных заключений растет — в 2017 и 2018 годах на доработку по такой же причине направлялось 24% документов. Последствиями таких ошибок могли бы стать техногенные аварии с жертвами, ущерб окружающей среде, финансовые потери и др. И это при том, что до Главгосэкспертизы доходят далеко не все реализуемые на просторах нашей страны проекты! Поэтому есть основания полагать, что ошибок у проектировщиков еще больше!
По мнению специалистов, причин сложившейся тенденции несколько. Это несогласованность решений, принимаемых участниками проектов — техническим заказчиком, застройщиком, изыскателями и др., сжатые сроки подготовки, недостоверные данные инженерных изысканий и др.
Печально, что данная тенденция замечена не только профессиональными экспертами. Даже простые люди-общественники выявляют подобные неточности, которые впоследствии могут, как минимум, причинить серьезный ущерб окружающей среде; как максимум стать причиной техногенной катастрофы. Например, при проектировании будущей углепогрузки в пос.Тальжино учтена роза ветров не этого населенного пункта, а Спиченково. Ни одной станции ближе спиченковской, где бы велись метеонаблюдения, со слов угольщиков, рядом с поселком Тальжино нет. Формально это не ошибка в проекте, а по факту неправильно сориентированное по направлению преобладающих ветров предприятие может сильно подпортить условия проживания местным жителям.
Можно винить в сложившейся безалаберности перестройку, прежних чиновников, оправдывать закрытие метеопостов недостаточным финансированием. Но сегодня важнее не искать, кто виноват, а надо решать, что делать. Благодаря различного рода оптимизациям, модернизациям и реорганизациям во всех отраслях начал ощущаться дефицит специалистов, зато полным-полно управленцев, менеджеров и прочих дипломированных охламонов с большими амбициями. Значит, надо решать проблему с подготовки кадров!
Например, при отсутствии метеопостов можно попробовать поручить ведение элементарных метеонаблюдений школьникам либо воспитанникам станций юных натуралистов. Для промышленного Кузбасса это очень важно. Конечно, для этой работы от гидрометеослужбы должно быть задание с описанием методики сбора данных. Такое взаимодействие может быть взаимовыгодным: метеорологи получат достоверные данные для ведения мониторинга, а у школьников появится опыт написания их первых научных работ. Таких проектов уже немало. Другое дело, что нарабатываемый ребятней ценнейший материал остается невостребованным. И в итоге, как в проекте углепогрузочной станции в Тальжино, на стол проектировщика ложатся данные имеющие мало общего с действительностью. И ведь, вроде, никто не виноват, а получается, как всегда.
Светлана Зеленина
NK-TV.COM
фото: google