Не знаете, чем ещё заняться на новогодних праздниках? Может, познакомиться поближе с новокузнецкими достопримечательности, которые являются памятниками истории и объектами культуры регионального и муниципального значения?! Между прочим, таких в нашем городе около двух десятков.
Правда, подавляющее большинство достопримечательностей Новокузнецка – свидетельства той истории нашего города, которая вместе с Кузнецкстроем и КМК началась в 1930-х годах. А ведь до этого Кузнецк просуществовал больше трёх веков!
От далёкого времени жизни уездного города К. сохранилось не так уж много памятников. Один из них – это Дом Байкалова. Деревянная, рубленная в «обло», двухэтажная изба с украшающими окна солярными знаками – настоящий образчик народного зодчества.
Всё любовно сделано, подогнано, украшено – от оконного наличника и фигурных досок, которыми обшиты фасады, до двустворчатых ставен с коваными навесами и парадного крыльца с фигурными столбиками и перилами с балясинами.
Кто построил эту красоту – для себя и своих детей-внуков? Неизвестно. Кузнецкие архивы погибли в 1919 году – тогда, понятно, было не до красоты. А старожилы Форштадта, где был построен этот дом, смогли вспомнить только бывшего золотоискателя Игнатия Ивановича Туева, который стал его владельцем ближе к концу XIX века.
А дом был знатным! Одной стороной он смотрел на Иванцевскую протоку – другая глядела в сторону Преображенского храма. Южные окошки были обращены на Фрололаврскую часовню, а восточные на улицу Зелёную, позже переименованную в честь нашего легендарного комдива Полосухина, который там родился и вырос.
Последним хозяином дома, ещё в дореволюционное время, был приезжий казак Николай Степанович БайкаловБайкалов. Так и стали все говорить: «Дом Байкалова»!
Молодой, грамотный, а тогда это было диковиной, он приехал из Красноярского края на Балыксинские золотые прииски. Был целовальником в кабаке – продавал водку, которая в те времена именовалась столовым вином, – на прииске Мыгазы. Стал управляющим на прииске Ильинском, а потом и главным управляющим всеми Балыксинскими приисками и уполномоченным Южно-Алтайского золотопромышленного дела.
В начале века Николай Степанович Байкалов переехал жить в Кузнецк. О нём мало что известно: работал в акционерном обществе «Копикуз», а в 1917 году повесился на чердаке своего дома.
В 1920-е годы в доме Байкалова располагались квартиры ответственных работников уезда. Именно тогда, кроме парадного входа с фигурными столбиками и балясинами и чёрного входа с восточной стороны, появились новые прирубы, лестницы и веранда – чтобы товарищам было удобнее. Всё это отмечено в найденных планах БТИ за 1934 год.
В том же 1934-м в дом Байкалова заселилась ветеринарно-бактериологическая лаборатория. Само учреждение было на первом этаже, а на втором жили его сотрудники.
Ну а в наши дни там находится одно из помещений музея Достоевского. Во дворе стоит бюст Фёдора Михайловича авторства новокузнецкого скульптора Александра Брагина, а в самом доме проводятся художественные и фотовыставки. Здесь же расположены предметы старинного быта. Можно в любой момент зайти – полюбопытствовать.
Второй образчик дореволюционной архитектуры – дом купца Фонарёва. Он тоже находится в Кузнецком районе нашего города, где, собственно, и протекала незамысловатая жизнь тихого и ничем особо не примечательного уездного Кузнецка. И так же, как дом Байкалова, эта купеческая постройка входит в список городских объектов культуры регионального и муниципального значения.
Этот двухэтажный дом – с первым этажом из камня и вторым из рубленного в «лапу» дерева – был построен в середине XIX века на Водопадной улице, которая располагалась недалеко от Соборной площади. Деревянный этаж пострадал во время пожара 1884 года, так что последнему владельцу пришлось его переделывать.
Достопримечательность до сих пор носит имя этого человека – зажиточного купца второй гильдии Алексея Егоровича Фонарёва. В начале 1880-х годов он перебрался с семьëй в Кузнецк из села Кузедеева. Купец держал лавку, торговал мануфактурой, золотыми и серебряными изделиями, посудой и продуктами.
После революции 1917 года его дом был национализирован – о судьбе его хозяина с семьёй ничего не известно. Некоторое время в доме, который местные продолжали упорно называть Фонарёвским, была городская тюрьма, потом здесь же устроили жильё для уездных ответственных работников – как и в доме Байкалова.
Сорок лет назад дом Фонарёва капитально отремонтировали и передали управлению жилищного хозяйства. И в начале 1990-х он стал частью экспозиции историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость». Так что здесь тоже проводятся выставки и экскурсии.
Инга Видалова